... что однажды Гурудев готовил три раза подряд. Это случилось в 2000 году в храме в Сан-Пауло. Храм был всегда наполнен преданными, и в день там могло собираться около восьмидесяти человек.
.. что Шрила Гурудев очень быстро ходит. Зазевавшись на секунду, можно упустить его из виду. Тем не менее, Гурудев вспоминает, как он и другие брахмачари не могли угнаться за их духовным учителем Шрилой Нараяной Госвами Махараджем. Он шел так быстро, что брахмачари, догоняя его, покрывались потом.
А вот что говорил Парам-Гурудев: "В прошлом я был полицейским в очень хорошей физической форме и гордился тем, какой я проворный. Но когда я встретился с моим Гурудевом Шрилой Бхакти Прагьяной Кешава Госвами Махараджем, то вся моя аханкара была разгромлена! Он шел так быстро, что я не мог за ним поспеть! Особенно сложно было догнать его, когда мы пересекали нескончаемо длинные поля, сплошь усеянные кочками и выбоинами".
Наш Гурудев комментирует: "Мы из всего извлекали уроки. Ситуации, когда нам приходилось бежать за Гурудевом, учили нас тому, что не Господь должен гнаться за нами, а мы за Ним!"
... что в храме, где жил Шрила Гурудев, будучи брахмачари, была очень простая жизнь. Поскольку денег было очень мало, приходилось проявлять находчивость. Гурудев с духовными братьями ходили на рынок и искали там подпорченные, потемневшие или подточенные насекомыми овощи, которые выбрасывали торговцы.
Однажды Гурудев с другим брахмачари нашли кочан капусты, и его схватила корова. Когда она съела полкочана, брахмачари забрал у нее оставшуюся половину, объяснив Субалу Сакхе (так звали Гурудева до принятия им санньясы), что они и так уже совершили го-севу, позволив поесть корове, а теперь должны были направить уцелевшую часть на брахмана-севу.
Преданные храма также не покупали стиральный порошок. Они кипятили соду, стоившую 10 пайсов, а затем в этом растворе отстирывали вещи. Утюга тоже не было, и одежду разглаживали руками! Но при всем при этом храм щедро открывал свои двери для всех страждущих. Парам-Гурудев давал наставление кормить прасадом даже прибившихся собак. Некоторые из них и по сей день приходят в Кешаваджи Гаудия Матх, чтобы утолить свой голод.
Все до копеечки использовалось в служении Кришне. Шрила Гурудев вспоминает: "Парам-Гурудев Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж очень ровно разглаживал купюры и аккуратно складывал их в карман. Он говорил о том, что к вещам, используемым в служении Кришне, нужно относиться бережнее, чем к Самому Кришне и приводил в пример маму Яшоду, которая побежала спасать предназначенное для Кришны молоко, кипящее на плите, хотя в ее доме было очень много коров и молока".
... что, Шрила Гурудев с детства пробуждался в брахма-мухурту. Как-то он рассказал ученикам о своей школьной поре:
В четыре часа утра мне нужно было просыпаться. Я омывался, собирался за полчаса и отправлялся в школу. Школа была за пять километров от нашей деревни. Мы выходили затемно в полпятого утра и шли около часа. До шести утра нам надо было успеть прийти в школу, потому что молитвы начинались в 5.45. В школе были очень строгие порядки. В 5.30 открывались ворота, а до шести они уже закрывались, и невозможно было попасть внутрь. В 5.45 раздавался колокол, созывающий всех на молитву. Ученики и преподаватели заходили в большой длинный зал, и в поклоне воспевали молитву:
«О, мой Господь, Ты пребываешь повсюду и все видишь. Ты в небе, воде - повсюду. Но я слеп. Мои глаза покрыты пеленой. Пожалуйста, сними эту пелену, чтобы я увидел Тебя. Всегда пребывай в моем сердце. Я не могу видеть Тебя и не понимаю Тебя. О, мой Господь, пожалуйста, пролей на меня Свою милость. Только так я смогу узреть Тебя».
Так, пятнадцать минут мы молились Кришне, а потом отправлялись к учителям, предлагая им поклоны. Каждый день у нас проходило по шесть-семь уроков, а в воскресенье - пять. Дети любой религии - индуисты, мусульмане и христиане - должны были возносить молитвы Господу. А как же учиться без молитвы? Она необходима.
Возвращался я из школы около 11 часов утра или в полдень. В Бенгалии очень много прудов, и летом можно было купаться. Забираясь на ветки деревьев, мы прыгали в воду с большой высоты, и это приносило нам огромное удовольствие. Иногда вода попадала в ухо, и ее трудно было извлечь оттуда. Тогда я набирал в него еще больше воды, крутил головой, и вода выливалась. Не каждый день удавалось так порезвиться и поплавать. Большую часть времени после школы я служил коровам и иногда следил за полями. Детство - прекрасная пора. Никаких забот, плескаешься себе в воде, учишься. Студенчество — тоже хорошая пора.
Преданные: А какой предмет вы любили больше всего?
Шрила Гурудев: Мне нравилась математика и точные науки
Преданные: А спортом вы занимались как, например, Парам-Гурудев?
Шрила Гурудев: Да. Мне нравился футбол.
... лучший отдых для Шрилы Гурудева – это когда он рассказывает хари-катху. Гурудев говорит: «Всегда должно быть большое желание прославлять Кришну. Иногда преданные говорят мне: «О, Махарадж, вы так долго путешествовали, больше двадцати часов. Может быть, отдохнете хотя бы один день?» А я отвечаю: «Да, отдохну, если вы позволите мне говорить хари-катху, потому что она и есть мой отдых».
Я путешествую по миру с 1997 года уже больше двадцати лет, и за это время у меня ни разу не возникало желания отдохнуть. Если преданные не организовывают один день моих выступлений с хари-катхой, я очень сержусь: «Эй, почему вы не подготовили программу? Я к вам приехал не есть и не спать!» Потом я добавляю: «Ну, хорошо. Открывайте компьютер и звоните. Я буду рассказывать хари-катху по Скайпу». И затем я даю ее в течение двух часов. Поэтому я всегда спрашиваю у преданных: «Где завтра будет программа? А что запланировано на утро?» и так далее.
Я прошу, чтобы каждый день организовывались хотя бы две программы с хари-катхой, а лучше если их будет три: утром, в обед и вечером. Еще одна хари-катха возникает сама собой, когда я иду на утреннюю прогулку и беру с собой преданных. Почему я зову их? Потому что так у меня появляется возможность где-нибудь сесть и целый час говорить кришна-катху. [аплодисменты и смех в зале].
Некоторые санньяси меня осуждают: «Почему за тобой во время утренних прогулок ходит так много женщин и мужчин?» Но я зову всех: «Приходите и получите шанс слушать катху». Нама-гане сада ручих, асактис тад-гунакхйане, притис тад-васати-стхале».
Многие санньяси или брахмачари часами готовятся к своим лекциям. Я этого никогда не делаю. И, по правде, даже не хочу говорить. Я лишь призываю: "О, Гурудев, приди в мое сердце!" И тогда Он проявляется и говорит вместо меня».
... в жизни Шрилы Гурудева случалось несколько удивительных историй, связанных со змеями. В одной из них Гурудев стал очевидцем воскрешения ребенка, укушенного змеей, а в другой – сам встретился с ней. Предлагаем вашему вниманию первый рассказ Гурудева:
«Когда люди умирают от укуса змеи, их не предают кремации, а кладут в лодку, обложенную банановыми листьями, и пускают по реке. Неподалеку от моей деревни одного мальчика укусила змея, и он умер. Cпустя три дня после его смерти пришел один человек и сказал его родителям, что оживит их сына. Он достал какой-то драгоценный камень, хлопнул в ладоши - и камень исчез. Я был очевидцем этого. Через десять-пятнадцать минут приползла огромная змея. Камень оказался на ее голове, а мальчик по-прежнему лежал мертвый. Змея вонзила жало в тело ребенка, всосала обратно весь свой яд, и мальчик вернулся к жизни. Многие не могут поверить в это. Как может воскреснуть тот, кто умер? Но такова мистическая сила. Мани, мантра и аушадхи (драгоценные камни, мантры и металлы, которыми пользуются сиддхи) имеют потрясающую силу».
«Когда люди умирают от укуса змеи, их не предают кремации, а кладут в лодку, обложенную банановыми листьями, и пускают по реке. Неподалеку от моей деревни одного мальчика укусила змея, и он умер. Cпустя три дня после его смерти пришел один человек и сказал его родителям, что оживит их сына. Он достал какой-то драгоценный камень, хлопнул в ладоши - и камень исчез. Я был очевидцем этого. Через десять-пятнадцать минут приползла огромная змея. Камень оказался на ее голове, а мальчик по-прежнему лежал мертвый. Змея вонзила жало в тело ребенка, всосала обратно весь свой яд, и мальчик вернулся к жизни. Многие не могут поверить в это. Как может воскреснуть тот, кто умер? Но такова мистическая сила. Мани, мантра и аушадхи (драгоценные камни, мантры и металлы, которыми пользуются сиддхи) имеют потрясающую силу».
А вот второй рассказ:
«Мне было 7 или 8 лет. Было очень жарко. Ярко светила луна. Я спал на улице под москитной сеткой, и от жары на моем теле проступил пот. Неподалеку от меня была моя мать. Я очень глубоко спал, и при свете яркой луны мама увидела на моей груди змею. Это была очень большая и опасная змея метра полтора в длину. Обычно, если не беспокоить этих животных, то они спокойны и не причиняют вреда, но если попытаться что-то сделать с ними, то они могут укусить. Итак, змея лежала на моей груди и слизывала с меня пот. Моя мама не знала, что делать. Она думала: «Если я сейчас разбужу его, он перепугается, придавит змею, и та его укусит». С другой стороны, если бы она попыталась скинуть с змею, то та бы непременно укусила меня. Тогда мама потихоньку приподняла москитную сетку. Сетка слегка коснулась змеи, потревожив ее, и она начала уползать. Как только змея сползла с того места, где я спал, мама разбудила меня, и я увидел, как она уползает. В этот момент я осознал, что если по судьбе написано пострадать от укуса змеи, то она укусит, а если нет, то неважно, насколько близко она к вам подобралась – вам ничего не грозит. Потому что все предрешено. В момент рождения уже известно, сколько нам отмерено прожить в этом материальном мире. Верите вы или нет, но это так. Все исходит из плодов нашей кармы. Но карму можно изменить. Для этого нужно воспевать святые имена Бога».
... однажды Шрила Нараяна Госвами Махарадж исцелил Гурудева.
Вот, что вспоминает об этом сам Гурудев: "Где-то в 2001 или 2002 году я очень тяжело заболел, и целый месяц у меня не спадала температура. Я был в Матхуре и в Дели, принимал многие лекарства, но врачи не могли найти причину лихорадки.
Когда Гурудев вернулся с западного тура, то спросил, что случилось. Он такой милостивый! Я ему все рассказал, и он просто положил руку мне на голову и сказал: "Не волнуйся". Не поверите, с этого момента температура ушла. Если сиддха-махатма, совершенная душа, захочет чего-то, то это произойдет.
Затем Гурудев сказал мне лечь в больницу в Дели. Мы с еще одним брахмачари поехали в больницу, прошли обследование, и доктор заключил: "У тебя все нормально, чало". С меня взяли десять тысяч рупий и отправили домой".
Вот, что вспоминает об этом сам Гурудев: "Где-то в 2001 или 2002 году я очень тяжело заболел, и целый месяц у меня не спадала температура. Я был в Матхуре и в Дели, принимал многие лекарства, но врачи не могли найти причину лихорадки.
Когда Гурудев вернулся с западного тура, то спросил, что случилось. Он такой милостивый! Я ему все рассказал, и он просто положил руку мне на голову и сказал: "Не волнуйся". Не поверите, с этого момента температура ушла. Если сиддха-махатма, совершенная душа, захочет чего-то, то это произойдет.
Затем Гурудев сказал мне лечь в больницу в Дели. Мы с еще одним брахмачари поехали в больницу, прошли обследование, и доктор заключил: "У тебя все нормально, чало". С меня взяли десять тысяч рупий и отправили домой".
Шрила Нараяна Махарадж лично пригласил его туда и предоставил эту комнату и все условия, когда Пуджьяпад Свами Махарадж ушел из семьи. В этом же храме находится и его личное Божество Махапрабху, и там же Шрила Прабхупада принял санньясу от Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа.
Копилки братьев были полные, а сестер – наполовину пустые, потому что хитрые братья подбирались к копилкам простодушных сестер и таскали оттуда монетки. Затем на фестиваль съезжались родственники Гурудева из разных уголков Индии. На накопленные деньги (за год можно было скопить 2-3 рупии, а в то время это были немалые суммы) они дарили друг другу подарки.
У Шрилы Гурудева тоже была своя лакшми-копилка, но деньги в ней оставались нетронутыми. Их не приходилось тратить, потому что родители и старшие и так покупали всем детям много сладостей (пакет конфеток стоил 10-15 пайсов). Сэкономленные деньги Гурудев тратил не на подарки, а на пожертвования больным, слепым и калекам.
... Шрила Гурудев является сева-мурта-виграхой - воплощением преданного служения Гуру и Кришне. Начиная с самых ранних лет, когда Гурудев был ещё Субалом-сакхой Брахмачари (имя Гурудева в предыдущем ашраме), он с большим усердием выполнял самое разнообразное служение в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе.
В те годы со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем было всего несколько брахмачари, и они делали абсолютно всю севу в храме. Гурудев всегда с огромной любовью вспоминает те годы. Он рассказывал, что когда преданный приходил в Матх, его сначала обучали всем тонкостям служения на кухне - приготовлению бхоги для Божеств. Затем он обучался арчана-севе и был пуджари. Так, постепенно, шаг за шагом брахмачари в совершенстве овладевали всеми видами служения. Они также должны были уметь хорошо вести киртан и давать хари-катху.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж любил, чтобы все было сделано идеально. Если его брахмачари готовили чапати, то те должны были быть идеально круглой формы и ни в коем случае не подгорелые, иначе повара ждало суровое наказание. При этом все в храме обязаны были повторять 64 круга святых имен и учить по несколько шлок каждый день. Новички брали по одному или два стиха, а старшие брахмачари - десять, а то и больше, и вечером они рассказывали их. Шрила Гурудев говорил, что так как у него всегда было очень много служения, он учил шлоки на ходу, написав их на руке, и во время езды на велосипеде, когда объезжал дома матхураваси, собирая бхикшу.
Когда проводились большие праздники, такие как Джанмаштами или Радхаштами, то в Кешаваджи Матхе собиралось по нескольку тысяч прихожан, и все они затем принимали прасад. Приготовления к таким фестивалям велись задолго до их началa: нужно было собрать много продуктов, поскольку готовились не какие-то обычные блюда, а разнообразный праздничный пир. Вначале несколько худеньких брахмачари готовили и позже разносили прасад в тяжелейших ведрах, после чего всю ночь убирали храм и мыли посуду.
Так как Гурудев родом из Бенгалии, его тело не приспособлено к суровому климату Матхуры, и поэтому он часто терял сознание, а то и попадал в больницу. Но несмотря на это, он всегда с огромным энтузиазмом преодолевал все трудности и идеально справлялся со своим служением ради счастья Хари, Гуру и Вайшнавов, чему и учит сейчас преданных по всему миру.
Джай Шрила Гурудева ки джай!
В те годы со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем было всего несколько брахмачари, и они делали абсолютно всю севу в храме. Гурудев всегда с огромной любовью вспоминает те годы. Он рассказывал, что когда преданный приходил в Матх, его сначала обучали всем тонкостям служения на кухне - приготовлению бхоги для Божеств. Затем он обучался арчана-севе и был пуджари. Так, постепенно, шаг за шагом брахмачари в совершенстве овладевали всеми видами служения. Они также должны были уметь хорошо вести киртан и давать хари-катху.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж любил, чтобы все было сделано идеально. Если его брахмачари готовили чапати, то те должны были быть идеально круглой формы и ни в коем случае не подгорелые, иначе повара ждало суровое наказание. При этом все в храме обязаны были повторять 64 круга святых имен и учить по несколько шлок каждый день. Новички брали по одному или два стиха, а старшие брахмачари - десять, а то и больше, и вечером они рассказывали их. Шрила Гурудев говорил, что так как у него всегда было очень много служения, он учил шлоки на ходу, написав их на руке, и во время езды на велосипеде, когда объезжал дома матхураваси, собирая бхикшу.
Когда проводились большие праздники, такие как Джанмаштами или Радхаштами, то в Кешаваджи Матхе собиралось по нескольку тысяч прихожан, и все они затем принимали прасад. Приготовления к таким фестивалям велись задолго до их началa: нужно было собрать много продуктов, поскольку готовились не какие-то обычные блюда, а разнообразный праздничный пир. Вначале несколько худеньких брахмачари готовили и позже разносили прасад в тяжелейших ведрах, после чего всю ночь убирали храм и мыли посуду.
Так как Гурудев родом из Бенгалии, его тело не приспособлено к суровому климату Матхуры, и поэтому он часто терял сознание, а то и попадал в больницу. Но несмотря на это, он всегда с огромным энтузиазмом преодолевал все трудности и идеально справлялся со своим служением ради счастья Хари, Гуру и Вайшнавов, чему и учит сейчас преданных по всему миру.
Джай Шрила Гурудева ки джай!
... любимый язык Шрилы Гурудева - хинди. Приняв рождение в Бенгалии, что является очень значимым для всех гаудия-вайшнавов, Гурудев предпочитает разговаривать и давать хари-катху именно на хинди, так как это язык Враджа.
Делийские преданные признавались, что поначалу, слушая лекции Шрилы Гурудева, им приходилось заглядывать в словари, так как его речь на хинди очень красноречива и наполнена многими редкими изящными выражениями. Оказывается, существует более простой хинди, который используют для повседневного общения, и сложный литературный, слова которого не знают даже многие носители этого языка. Гурудев сам рассказывал, что обучался хинди у очень образованного пандита, и потому его речь такая богатая.
Возможно, Шрила Гурудев так любит хинди еще и потому, что это родной язык его дорогого Гурудева Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, из уст которого он слушал сладостную хари-катху на протяжении 30 лет.
Делийские преданные признавались, что поначалу, слушая лекции Шрилы Гурудева, им приходилось заглядывать в словари, так как его речь на хинди очень красноречива и наполнена многими редкими изящными выражениями. Оказывается, существует более простой хинди, который используют для повседневного общения, и сложный литературный, слова которого не знают даже многие носители этого языка. Гурудев сам рассказывал, что обучался хинди у очень образованного пандита, и потому его речь такая богатая.
Возможно, Шрила Гурудев так любит хинди еще и потому, что это родной язык его дорогого Гурудева Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, из уст которого он слушал сладостную хари-катху на протяжении 30 лет.
... основным служением Шрилы Гурудева в ранние годы, когда он еще был брахмачари и постоянно жил в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре, было собирание бхикши. Где-то в 7 утра, даже не приняв завтрак, Гурудев садился на велосипед и объезжал всю Матхуру, иногда уезжая на расстояние в десятки километров. Учитывая суровый климат Матхуры (экстремально жаркое сухое лето и холодные зимы) и отношение местных жителей (не все в Святой Дхаме являются преданными), важное и ответственное служение Гурудева порой сопровождалось многими трудностями, но все равно он каждый день отправлялся на сбор пожертвований для поддержания храма. Возвращаясь ближе к обеду, а то и позже, Гурудев приносил своему божественному учителю Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу все до последней пайсы и лишь потом садился и принимал прасад.
Иногда в изнурительную летнюю жару он терял сознание на улицах Матхуры, и местные жители приносили его в храм. Его знала вся округа и многие старшие матхураваси с огромной любовью до сих пор вспоминают, как он приезжал в их дома. А порой случалось и так, что некоторые невежды выпускали собак или ругались, но Шрила Гурудев все равно шел к ним и проповедовал. Духовные братья удивлялись и спрашивали, почему он ходит к таким людям, а Гурудев отвечал: "Чтобы дать им возможность хоть как-то послужить Хари, Гуру и Вайшнавам, ведь это приблизит их к заветной цели человеческой жизни - возвращению домой к Богу".
Иногда в изнурительную летнюю жару он терял сознание на улицах Матхуры, и местные жители приносили его в храм. Его знала вся округа и многие старшие матхураваси с огромной любовью до сих пор вспоминают, как он приезжал в их дома. А порой случалось и так, что некоторые невежды выпускали собак или ругались, но Шрила Гурудев все равно шел к ним и проповедовал. Духовные братья удивлялись и спрашивали, почему он ходит к таким людям, а Гурудев отвечал: "Чтобы дать им возможность хоть как-то послужить Хари, Гуру и Вайшнавам, ведь это приблизит их к заветной цели человеческой жизни - возвращению домой к Богу".
... Шрила Гурудев в молодости не хотел изучать английский язык, поскольку он ассоциировался в его сознании со временами британского гнета в Индии. Но Гурудев все-таки выучил его, потому что тот нужен был для проповеди. И по воле Кришны первой страной, в которую он отправился с проповедью двадцать лет назад, была именно Англия!
Гурудев всегда говорит, что во всем, что бы ни происходило следует видеть желание Господа. На вопрос: "А что вы будете делать в будущем? Может, уже не будете ездить с проповедью по всему миру, а захотите обосноваться в одном месте?", - он отвечает: "Я буду там, где захочет Кришна, потому что Он - мой лучший менеджер".
... до встречи Шрилы Гурудева со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем, его мама много рассказывала ему о славе этого великого расика-вайшнава, потому что каждый год посещала Навадвипа-парикраму и видела там Парам-Гурудева.
А в тот благословенный день, когда Гурудев наконец познакомился с ним, было лунное затмение. Гурудев вспоминает, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж давал тогда сладостную Курукшетра-милана-катху и все, кто ее слушал, плакали.
А в тот благословенный день, когда Гурудев наконец познакомился с ним, было лунное затмение. Гурудев вспоминает, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж давал тогда сладостную Курукшетра-милана-катху и все, кто ее слушал, плакали.
... ровно 18 лет назад (в 2000м году) в день Гаура-пурнимы Шрила Гурудев Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж принял санньясу от своих божественных Духовных Учителей в Шри Навадвипа-дхаме.
Шрила Гурудев: Махарадж - это тот, кто обладает богатством. Знаете, почему санньяси тоже называют Махараджами, несмотря на то, что они нищие? [смех]
Преданный: Они обладают знанием о Кришне.
Шрила Гурудев: Знание есть у многих. Во Вриндаване столько пандитов, они знают все шастры. Вспомните Сарвабхауму Бхаттачарью, каким знанием он обладал.
Преданный: Может, это те, у кого есть бхакти?
Шрила Гурудев: Да, вы правы. Тот, кто обрел бхакти-дхану (сокровище преданного любовного служения Кришне), является Маха-Махараджем.
Шрила Гурудев: Махарадж - это тот, кто обладает богатством. Знаете, почему санньяси тоже называют Махараджами, несмотря на то, что они нищие? [смех]
Преданный: Они обладают знанием о Кришне.
Шрила Гурудев: Знание есть у многих. Во Вриндаване столько пандитов, они знают все шастры. Вспомните Сарвабхауму Бхаттачарью, каким знанием он обладал.
Преданный: Может, это те, у кого есть бхакти?
Шрила Гурудев: Да, вы правы. Тот, кто обрел бхакти-дхану (сокровище преданного любовного служения Кришне), является Маха-Махараджем.
Махапрабху пришел к Гурудеву в Навадвипа-дхаме, и он брал своего Гаурангу с собой на парикрамы, пока однажды преданные из Рио-де-Жанейро не уговорили перевезти Тхакураджи в их новый красивый храм. С тех пор Гурудев переживает сладостную лилу разлуки и отправляет Своему Иштадеву самые лучшие одежды, украшения и параферналии, которых не сыщешь на рынке. А приезжая в Рио-де-Жанейро, Гурудев заботится о том, чтобы Махапрабху был с ним на всех программах.
... Шрила Гурудев никогда не пользуется будильником. В какой бы стране он не находился, и как бы часто не сменялись часовые пояса, Гурудев всегда пробуждается около 2:30 или 3:00 утра и начинает воспевать святое имя.
Шрила Гурудев рассказывал, что это происходит, так как каждое утро его духовный учитель приходит и будит его.
Шрила Гурудев рассказывал, что это происходит, так как каждое утро его духовный учитель приходит и будит его.
... Шрила Гурудев имеет степень бакалавра по экономике. Порой он упоминает в своей катхе какие-нибудь физические законы, например, третий закон Ньютона или классическую теорию тяготения Ньютона. Иногда Гурудев вспоминает, как учил физику и математику в университете, и как это было сложно, и тем не менее, он говорит, что обусловленной душе гораздо легче запомнить 250 математических формул нежели шлоки из "Бхагавад-гиты"!
Почему же так туго идет процесс заучивания и запоминания шлок? Гурудев объясняет, что это происходит потому, что у нас нет соответствующих впечатлений или самскар из прошлых жизней. Нам гораздо легче запомнить что-либо, услышанное по телевизору, нежели прочитанное в Священных писаниях.
Почему же так туго идет процесс заучивания и запоминания шлок? Гурудев объясняет, что это происходит потому, что у нас нет соответствующих впечатлений или самскар из прошлых жизней. Нам гораздо легче запомнить что-либо, услышанное по телевизору, нежели прочитанное в Священных писаниях.
... у Шрилы Гурудева глубокая вера в святые имена и милость Кришны. Он знает, что любую проблему можно решить, просто повторяя харинаму, и советует так поступать своим ученикам.
В прошлом году в Бразилии во время утренней прогулки Гурудев рассказал один случай, который приключился с ним еще в молодости: "Однажды я перевозил из Калькутты в Матхуру пятнадцать коробок с книгами. Было очень холодно, темно, шел снег и все застилал густой туман. Вдруг в полночь диспетчер объявил, что дальше поезд не поедет и остановится там, где нет железнодорожной станции.
Я стал думать, что же делать дальше? Все пассажиры выходили из вагона, и я остался один со своим большим грузом. И тогда я подумал: "Кришна обязательно проявит милость и все устроит", и с этими мыслями я улегся спать в пустом вагоне. Спустя три часа колеса поезда застучали, и он продолжил свой путь в Матхуру.
Что можно вынести из этого случая? Просто сидите под теплым крылышком Гуру и Кришны, повторяя святые имена, и однажды вы достигнете Голока Вриндаваны. Кришна все устроит для вас. Просто повторяйте харинаму".
В прошлом году в Бразилии во время утренней прогулки Гурудев рассказал один случай, который приключился с ним еще в молодости: "Однажды я перевозил из Калькутты в Матхуру пятнадцать коробок с книгами. Было очень холодно, темно, шел снег и все застилал густой туман. Вдруг в полночь диспетчер объявил, что дальше поезд не поедет и остановится там, где нет железнодорожной станции.
Я стал думать, что же делать дальше? Все пассажиры выходили из вагона, и я остался один со своим большим грузом. И тогда я подумал: "Кришна обязательно проявит милость и все устроит", и с этими мыслями я улегся спать в пустом вагоне. Спустя три часа колеса поезда застучали, и он продолжил свой путь в Матхуру.
Что можно вынести из этого случая? Просто сидите под теплым крылышком Гуру и Кришны, повторяя святые имена, и однажды вы достигнете Голока Вриндаваны. Кришна все устроит для вас. Просто повторяйте харинаму".
... Гурудев много времени проводит в автомобильных поездках, но только в качестве пассажира. И вот почему... "Когда я учился водить, мне дали новую машину. Дорога, по которой я ехал, была пустой. Я подумал, что смогу разогнаться настолько, насколько захочу, но когда сделал это, машину начало кидать из стороны в сторону. Я думал: "Что же мне делать? Как остановиться?"
Вдруг я увидел, что дорога кончается. Я попытался вырулить, но потерял контроль над управлением. В полной растерянности я начал взывать к Кришне: "КРИШНА, КРИШНА! ХАРЕ КРИШНА!" И вдруг машина остановилась прямо перед трехметровой стеной, за которой была пропасть... Кришна спас меня! Я предложил Ему поклоны и сказал, что с этого дня больше никогда не сяду за руль :)
Вдруг я увидел, что дорога кончается. Я попытался вырулить, но потерял контроль над управлением. В полной растерянности я начал взывать к Кришне: "КРИШНА, КРИШНА! ХАРЕ КРИШНА!" И вдруг машина остановилась прямо перед трехметровой стеной, за которой была пропасть... Кришна спас меня! Я предложил Ему поклоны и сказал, что с этого дня больше никогда не сяду за руль :)
... Гурудев не мыслит жизни без хари-катхи. Он говорит: «Когда я заканчиваю читать лекцию, то уже жду-не дождусь следующей. Некоторые преданные все время плачут: «Как бы мне отдохнуть?», а я говорю, что мой отдых – это хари-катха, потому что без нее я не могу жить! Если я не даю ее, то у меня начинает болеть голова.
Иногда преданные откладывают начало лекций и говорят мне: «О, Махарадж, вы долго путешествовали и устали. Отдохните». Но зачем отдыхать? Для чего я сюда приезжаю? С какой целью я еду в Индию? Я даю в Дели лекции по 3-4 раза в день, и это мой отдых. Без хари-катхи жизнь просто бессмысленна.
... Шрила Гурудев очень скромен и всегда отказывается от личного служения. Эту черту он перенял от своего духовного учителя Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, который говорил: «Зачем мне принимать служение от других вайшнавов? Если я буду так поступать, то в следующей жизни должен буду прийти в их дом в качестве собаки, чтобы отплатить за это».
Шрила Гурудев Шри Шримад БВ Вана Махарадж далее вспоминает: «Мой Гурудев никогда не держал никаких слуг. Последние 10 лет жизни он болел и только поэтому принимал личное служение от брахмачари. Но вплоть до этого времени в течение всей жизни он всегда сам стирал свою одежду и мыл свою посуду. Шрила Гурудев не принимал служения ни от кого, говоря, что его жизнь посвящена служению вайшнавам. Если кто-то просил его: «Гурудев, мы хотим послужить Вам», он отвечал: «Служите другим вайшнавам. Это будет вашим служением мне».
И поэтому я говорю своим ученикам: «Не нужно никаких массажей, идите отдыхать. У меня есть две руки и две ноги, зачем мне принимать от кого-то служение? Есть такая поговорка: «Человек – раб своих привычек». Поэтому я говорю, не нужно мне никаких массажей. Отправляйтесь мыть храм, представляя, что очищаете свое сердце, берите другое служение, переводите мои книги, транскрибируйте лекции».
... Гурудев превосходно готовит сабджи! Секрет приготовления этого блюда он почерпнул у своего Гурудева Шрилы Ваманы Госвами Махараджа. И этот секрет заключается в правильной нарезке овощей, а также верном сочетании ингредиентов.
Вот что говорит сам Гурудев: «Если вы неправильно нарежете овощи, то сабджи будет приготовлено неверно. Например, если кусочки овощей будут разные по величине, тогда блюдо местами не доготовится и местами переварится. Пропорции и сочетание продуктов тоже должны быть совершенными. Так, брокколи и цветная капуста не сочетаются, и их не следует готовить вместе.
Также важно знать не только как готовить пищу, но и как ее принимать. Вечером вы не должны есть карелу, йогурт. Шастры говорят об этом. Если вы примете вечером эти продукты, то ваша питта повысится, а учитывая то, что она и так поднимается после захода солнца, ваш организм рискует получить слабодействующий яд. Каждый день накапливаясь, он способен убить человека.
Почему я говорю об этом? Мой Гурудев всегда идеально нарезал овощи и знал, как их сочетать. Как можно стать хорошим поваром, не зная этого? Если вы служите Гуру и вайшнавам, то должны приобретать такие знания. Упражняйтесь. Даже солдата не посылают без подготовки на войну».
Вот что говорит сам Гурудев: «Если вы неправильно нарежете овощи, то сабджи будет приготовлено неверно. Например, если кусочки овощей будут разные по величине, тогда блюдо местами не доготовится и местами переварится. Пропорции и сочетание продуктов тоже должны быть совершенными. Так, брокколи и цветная капуста не сочетаются, и их не следует готовить вместе.
Также важно знать не только как готовить пищу, но и как ее принимать. Вечером вы не должны есть карелу, йогурт. Шастры говорят об этом. Если вы примете вечером эти продукты, то ваша питта повысится, а учитывая то, что она и так поднимается после захода солнца, ваш организм рискует получить слабодействующий яд. Каждый день накапливаясь, он способен убить человека.
Почему я говорю об этом? Мой Гурудев всегда идеально нарезал овощи и знал, как их сочетать. Как можно стать хорошим поваром, не зная этого? Если вы служите Гуру и вайшнавам, то должны приобретать такие знания. Упражняйтесь. Даже солдата не посылают без подготовки на войну».
... Шрила Гурудев очень любит Бразилию и приезжает туда два раза в год. Это так же наставление его Гурудева Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа - помогать бразильским преданным и чаще бывать там. Климат Бразилии невероятно напоминает Бенгалию, там растут те же растения, включая манго, карелу, хлебное дерево и другие.
А какой там удивительный киртан! При первых же звуках мриданги все преданные поднимают руки и начинают громко и мелодично петь и танцевать.
А какой там удивительный киртан! При первых же звуках мриданги все преданные поднимают руки и начинают громко и мелодично петь и танцевать.
Однажды у Шрилы Гурудева спросили, почему ему там так нравится. Гурудев очень просто ответил: "Они любят меня, и я люблю их".
А какое в них заложено настроение!
... Шрила Гурудев любит активные громкие киртаны с танцами, посвященными Господу? Это лучший метод, чтобы достучаться до сердца каждого! Даже когда преданные стесняются и без движения стоят вдоль стен, Гурудев всегда восклицает: "Ваши сердца подобны льду!
Только с помощью киртана и танца их можно растопить". Шрила Гурудев сам показывает движения и устраивает настоящий Гаура-киртан, погружая всех в настроение Божественной Любви.
Только с помощью киртана и танца их можно растопить". Шрила Гурудев сам показывает движения и устраивает настоящий Гаура-киртан, погружая всех в настроение Божественной Любви.
Гурудев милостиво согласился, и со временем к Нему пришли Шри Шри Радха-Раман Бихари, и сейчас Им всем прекрасно поклоняются. Шрила Гурудев с любовью говорит, что такого лика, как у его Махапрабху нет ни у одного Тхакураджи. И это действительно так! Полюбуйтесь, насколько Он прекрасен!
... Шрила Гурудев является искуснейшим знатоком священных писаний? С самого детства у него был вкус к изучению духовного знания. В период, когда Гурудев был брахмачари и жил в Матхуре в Кешаваджи Гаудия Матхе со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем, из-за нехватки времени, так как в течение дня нужно было выполнять очень много служения в храме, он читал книги Госвами по ночам. Гурудев как-то рассказывал, насколько его захватило изучение шести Сандарбх Шрилы Дживы Госвами (грандиозный теистический труд, включающий в себя всю философию Гаудия Вайшнавов), что, садясь вечером за чтение, он отрывался лишь когда слышался звук колокольчика, знаменующий начало Мангала-арати (утренней службы). Даже описывается история, как Парам-Гурудев ночью случайно увидел свет в комнате Субала Сакхи Брахмачари (имя Шрилы Гурудева до получения санньясы) и сделал ему строгий выговор, сказав: "Ты же так оставишь тело! Отдых необходим".
Как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада: "Не ленитесь изучать таттва-сиддханту!" Гурудев утверждает, что без этого никто не сможет подняться на возвышенный уровень и, тем более, стать служанкой Шримати Радхики. Сначала нужно построить твердый фундамент таттва-сиддханты (установленные философские истины), на котором затем будет возведен прекрасный дворец раса-сиддханты (знание о трансцендентных вкусах и сладости Господа).
Джая Шрила Гурудева ки джай!
Шри Рупануга Гуру-варга ки джай!
Как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада: "Не ленитесь изучать таттва-сиддханту!" Гурудев утверждает, что без этого никто не сможет подняться на возвышенный уровень и, тем более, стать служанкой Шримати Радхики. Сначала нужно построить твердый фундамент таттва-сиддханты (установленные философские истины), на котором затем будет возведен прекрасный дворец раса-сиддханты (знание о трансцендентных вкусах и сладости Господа).
Джая Шрила Гурудева ки джай!
Шри Рупануга Гуру-варга ки джай!
... любимый храм Шрилы Гурудева во Вриндаване это Шри Шри Радха-Гопинатха. На фото Божества из этого храма, которые проявил Ваджранабха (правнук Кришны), и Они сейчас находятся в Джайпуре, но изначально были во Врадже. Шри Шри Радха-Гопинатха являются одними из трех основных Тхакураджи всех Гаудия Вайшнавов и олицетворяют Собой прайоджана-таттву (высшую цель - прему). Уттара Деви, мать Парикшита Махараджа, которая видела Господа своими глазами, указала, что у Божества Гопинатхи грудь в точности такая же, как у Самого Шри Кришны.
... у Шрилы Гурудева потрясающее чувство юмора. Это является признаком глубокого интеллекта, и, как говорят писания, все истинные преданные очень и очень разумны.
В ходе своих лекций Гурудев часто использует различные забавные истории в качестве наглядного примера, которые на самом деле отражают нашу собственную жизнь в этом материальном мире. Осознавая это, становится не так смешно, но улыбка Гурудева полностью смягчает удар.
В ходе своих лекций Гурудев часто использует различные забавные истории в качестве наглядного примера, которые на самом деле отражают нашу собственную жизнь в этом материальном мире. Осознавая это, становится не так смешно, но улыбка Гурудева полностью смягчает удар.
... мама Шрилы Гурудева, Шатадал Деви, ушла из этого мира в тот же самый день, что и Шрила БВ Нараяна Госвами Махарадж. Только Парам-Гурудев вошел в свою Божественную нитья-лилу около 3 утра, а мама Гурудева в 10 утра. Возможно это не просто совпадение.
Она была удивительной преданной Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды и всегда строго придерживалась Вайшнава-садачара (правил и предписаний), что с раннего возраста привила своим детям. Шрила Гурудев практически ничего не рассказывает о своей семье, так как это запрещено отреченному монаху. Лишь по крупицам можно собрать некоторые факты. Известно также, что ее супруг оставил тело, когда их дети были совсем маленькие, и на нее полностью легло их воспитание и забота о доме, с чем она прекрасно справилась. Она посещала Шри Навадвипа-дхама парикраму и рассказывала детям о славе Вайшнавов. В доме всегда звучал киртан и сладостная хари-катка.
Она была удивительной преданной Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды и всегда строго придерживалась Вайшнава-садачара (правил и предписаний), что с раннего возраста привила своим детям. Шрила Гурудев практически ничего не рассказывает о своей семье, так как это запрещено отреченному монаху. Лишь по крупицам можно собрать некоторые факты. Известно также, что ее супруг оставил тело, когда их дети были совсем маленькие, и на нее полностью легло их воспитание и забота о доме, с чем она прекрасно справилась. Она посещала Шри Навадвипа-дхама парикраму и рассказывала детям о славе Вайшнавов. В доме всегда звучал киртан и сладостная хари-катка.
Шрила Гурудева ки джай!
Шримати Шатадал Деви ки джай!
Джай Джай Шри Радхе!
... Шрила Гурудев - прекрасный повар. Еще будучи брахмачари (предыдущий ашрам Гурудева), он прославился этим удивительным качеством, радуя своих Гуру и Вайшнавов.
Парам-Гурудев Шрила Нараяна Госвами Махарадж всегда был доволен блюдами, приготовленными им, что означало высший стандарт качества (Шрила Парам-Гурудев всегда любил, чтобы все было сделано идеально: если, например, готовили чапати, то они должны были быть совершенной круглой формы и определённого цвета, никаких подгорелостей и т.д.).
Парам-Гурудев Шрила Нараяна Госвами Махарадж всегда был доволен блюдами, приготовленными им, что означало высший стандарт качества (Шрила Парам-Гурудев всегда любил, чтобы все было сделано идеально: если, например, готовили чапати, то они должны были быть совершенной круглой формы и определённого цвета, никаких подгорелостей и т.д.).
... Гурудев каждый день после пробуждения принимает 2 стакана воды (так же, как это делал Шрила Парам-Гурудев Шри Шримад БВ Нараяна Госвами Махарадж). Причем важно это сделать до того, как вы почистите зубы.
Объясняется это тем, что за ночь на языке образовываются некие токсины, которые проходя внутрь с водой, убивают вредные бактерии и паразитов. Шрила Гурудев утверждает, что вода - лучшее лекарство, и ее нужно пить не менее двух литров в день, тогда тело будет в порядке и в полной готовности служить.
... за свои 20 лет проповеди на Западе Шрила Гурудев побывал более, чем в 40 странах. В связи с этим один преданный как-то сказал Шри Шримад БВ Нараяне Госвами Махараджу:
"Гурудев, если Вы скажете Бон Махараджу проповедовать на Луне, он отправится и туда!" - на что Шрила Парам-Гурудев ответил: "О, Луна находится очень близко, ты даже не знаешь, где он бывает..."
... Шрила Гурудев чувствует удовлетворение, только если рассказывает хари-катху не менее 4 часов в день! Гурудев сам об этом говорил.
Регулярные утренние и вечерние лекции + домашние программы + отдельные скайп-трансляции на английском и хинди + личные даршаны. Итого в среднем по 3 - 5 классов ежедневно. В поезде, машине, самолете или на корабле - везде и при любых обстоятельствах льется этот Божественный нектар. Это его гуру-сева и сама жизнь.
Даже после долгого и тяжелого перелета Гурудев отказывается от отдыха и едет на программу. На возгласы и протесты преданных Шрила Гурудев всегда отвечает: "Хари-катха - это мой отдых". Джая Шрила Гурудев!!!
... родной дядя Шрилы Гурудева по отцовской линии Шрипад Мадхусудана Махарадж (дикша-ученик Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа) является ныне действующим президентом-управляющим Шри Девананда Гаудия Матха в Навадвипа-дхаме.
Именно он помог и вдохновил Гурудева приехать в Гаура-Мандалу, где Шрила Гурудев впоследствии встретил своих возлюбленных Духовных Учителей (Шрилу Ваману Госвами Махараджа и Шрилу Нараяну Госвами Махараджа).
... Шрила Гурудев совсем не принимает острую пищу. И причина не только в том, что она ему не нравится. Гурудев объясняет это тем, что горлышко и губы Шри Кришны настолько мягкие и нежные, что Он попросту может обжечься!
Как же возможно тогда предлагать Господу блюда, щедро заправленные чили и другими острыми ингредиентами?
... в этом году (2017) будет ровно 20 ЛЕТ как Шрила Гурудев проповедует послание Господа Шри Чайтаньи Махапрабху в странах Запада!
По наставлению своего возлюбленного Духовного Учителя Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа в мае 1997 г. Гурудев прилетел в Лондон, и с этого момента началось непрерывное удивительное Мировое турне.
... Гурудев носит часы, в которых нет батареек. Они работают от тепла/энергии тела и могут остановиться только если не соприкасаются с кожей на протяжении более 8 часов. Трансцендентные часы, одним словом!
Именно поэтому Гурудев всегда просит, чтобы обложки его книг были такого цвета (последние книги на английском).
... что означает адрес почтового ящика Шрилы Гурудева в интернете lmvana@gmail.com? Почему Гурудев его так назвал, а не bvvana (Бхакти Веданта Вана) к примеру? Оказывается здесь L означает lost, M - mind, а Vana (его санньяса-имя) переводится, как лес, лес Вриндавана. То есть Lost mind in Vrindavana (Потерявший ум во Вриндаване или Без ума от Вриндавана). Красиво, правда?
Джая Шрила Гурудев!!!