О: Кто дает вам воздух, пищу? Сердце бьется, дживатма и все ее тело действуют по указанию Параматмы, Господа. Каждое мгновение Господь пребывает с вами. Когда вы немного очиститесь от анартх, то почувствуете, что Кришна - ваш вечный лучший друг. Просто повернитесь к нему лицом и воспевайте святые имена. Почувствуйте, как Господь всегда поддерживает и защищает вас. Примите прибежище у Гурудева, и Господь будет защищать вас каждое мгновение.
В: Что стало с женой Билвамангала Тхакура?
О: Она была целомудренной женщиной, поэтому отправилась на Голоку Вриндавану.
В: Сколько лет Кришне на Голоке Вриндаванe?
О: Кришна во Вриндаване - кишора, ему не больше одиннадцати. Шрила Джива Госвами объясняет, что Кришна оставался во Вриндаване до одиннадцати лет, затем Oн отправился в Матхуру.
В: А сколько лет Радхарани?
О: Радхарани на пятнадцать дней младше Кришны. Сначала мы празднуем Джанмаштами, a через пятнадцать дней - Радхаштами. Все манджари не старше 8-9 лет, Шрила Бхактивинода Тхакур, объясняет, что он в духовном мире – Камала-манджари, которой 12,5 лет. Есть разные манджари, и у них разный возраст. Но возраст не важен, важно их настроение, или бхава. Молоды вы или нет, это не важно, самое главное - какое у вас чувство, или бхава.
В: Какой процесс бхакти-йоги будет более совершенным: когда мы медитируем на Кришну, Верховную Личность Бога или когда принимаем умонастроение гуру?
О: Зависит от уровня вашего развития. Каништха-адхикари больше погружен в Кришну, тогда как мадхьяма-адхикари в большей степени концентрируется на гуру. Поэтому, в соответствии с вашим уровнем развития будет и ваша практика. Начинающие преданные больше погружены в Кришну, потому что, часто находясь рядом с гуру, они видят какие-то его ошибки, видят, как он ест, спит, и к ним приходит материальное умонастроение: "Я - человек, он - тоже человек". Для каништха-адхикари очень тяжело принять, что гуру является самим Бхагаваном, тогда как мадхьяма-адхикари, уже зная шастры, думает совсем по-другому. Он принимает гуру как самого Бхагавана. А что делает уттама-махабхагавата? Он принимает Гурудева как близкую дорогую служанку Шримати Радхарани. Когда станете уттама-адхикари, тогда все узнаете и поймете, а пока медитируйте на гуру как на близкую служанку Шримати Радхики и читайте шлоки.
В: Чье положение можно считать более возвышенным - Уддхавы или Арджуны?
О: Конечно же, Уддхавы. Уддхава является прематура-бхактой. Он пришел во Вриндаван и увидел божественную любовь гопи. А Пандавы – это премапара- бхакты.
В: Насколько благоприятно для бхакти следование своей дхарме и насколько вредно несоблюдение каких-либо правил?
О: На начальной стадии развития нужно следовать всем правилам и предписаним, укладам общества, то есть варнашраме–дхарме. Потому, что это является фундаментом нашей духовной жизни. Животные не следуют никаким правилам, но мы, люди, и живем в человеческом обществе. Мы должны уважать членов своей семьи: маму, отца, сестру и т.д. У животных нет таких взаимоотношений, у них там всякие глупости, а у нас совсем другой уклад жизни. Мы разумны и можем различать, что хорошо, а что нет. Следуйте варнашрама - дхарме, требованиям общества, и шаг за шагом развивайте свою духовную жизнь.
В: Что делать, если человек старше 60-ти интересуется сознанием Кришны?
О: Это хорошо, потому что такое бывает очень редко. Бхакти не зависит от возраста, от материального положения, но обычно люди старше 60-ти очень крепко обдумывают свои шаги, у них много логики. В Санкт-Петербурге одна женщина приняла инициацию в восемьдесят три года, но она родственница преданных. Вдохновите своих родных, остальное сделает Кришна.
В: Есть ли снег на Голоке Вриндаване?
О: Да, есть. Так устраивает Йогамайя
B: В какой части тела находится душа?
О: Когда мы бодрствуем - в глазах, когда спим - в сердце, а когда находимся в промежуточном состоянии между бодрствованием и глубоким сном, то в горле.
В: Во Вриндаване все говорят: "Радхе, Радхе". Почему тогда мы повторяем маха-мантру Харе Кришна?
О: Мы не враджаваси, а лишь кандидаты во враджаваси. Они - рагатмика-бхакты. У враджаваси спонтанное влечение к Радхе и Кришне. Нам же необходимо следовать правилам, поэтому нам предписано повторять маха-мантру.
В: Почему садхака в начале должен уделять больше внимания дикша-гуру, чем шикша-гуру?
О: Потому что его ум еще не утвердился в изучении писаний, шастра-гьяне. Когда это произойдет, он может слушать хари-катху от любого достойного шикша-гуру, который находится в т0м же настроении, что и его дикша-гуру.
В: Почему нельзя повторять гаятри-мантры в темноте?
О: Правило такое: надо повторять гаятри-мантры в брахма-мухурту и после рассвета. Но нельзя повторять их в темном месте. Почему? Потому что комары придут и покусают вас. Вы будете хлопать по ним, и вам будет некогда повторять мантры. Шастры говорят, что необходимо вычитывать гаятри-мантры в чистом, светлом месте, и тогда ум будет лучше концентрироваться. Как создать такие условия? Нужно сидеть в очень чистом месте, где не будет насекомых. Иначе вместо повторения мантр у вас будет только одна охота на них. И еще тусклый свет будет вызывать у вас сонливость.
В: Что делать с умом, который постоянно блуждает?
О: Нужно понять причину, по которой он обеспокоен. Прежде всего, вы должны настроиться и стабилизировать его. Господь Чайтанья Махапрабху говорит: «Повторяйте святые имена, и тогда постепенно ваш ум сконцентрируется». Читайте «Манах-шикшу», в которой Шрила Рагунатха дас Госвами объясняет, как нужно каждый день отчитывать свой ум. Очень строго говорите ему: «Не ходи к майе, не предавайся чувственным наслаждениям. Зачем тебе принимать омовение в ослиной моче?» И всегда памятуйте Гуру и Кришну. Тогда ум станет устойчивым.
В: Сколько предлагать бхогу Божествам?
О: Все зависит от вашего настроения, бхавы. Не важно, сколько по времени вы предлагаете пищу – пять, десять или пятнадцать минут. Это вообще не проблема. Главное – как вы выражаете свои чувства при этом.
В: Придет ли в эту югу Калки-аватара?
О: Гурудев говорил, что не придет. Этих доказательств достаточно. То, что говорит Гуру – совершенно. В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что, когда приходит Враджендра-нандана, Шьямасундара, все Его воплощения уже пребывают в Нем. Это значит, что там также находится и Калки, и Ему нет необходимости снова приходить.
В: Какой процесс бхакти-йоги будет более совершенным: когда мы медитируем на Кришну, Верховную Личность Бога или когда принимаем умонастроение гуру?
О: Зависит от уровня вашего развития. Каништха-адхикари больше погружен в Кришну, тогда как мадхьяма-адхикари в большей степени концентрируется на гуру. Поэтому, в соответствии с вашим уровнем развития будет и ваша практика. Начинающие преданные больше погружены в Кришну, потому что, часто находясь рядом с гуру, они видят какие-то его ошибки, видят, как он ест, спит, и к ним приходит материальное умонастроение: "Я - человек, он - тоже человек". Для каништха-адхикари очень тяжело принять, что гуру является самим Бхагаваном, тогда как мадхьяма-адхикари, уже зная шастры, думает совсем по-другому. Он принимает гуру как самого Бхагавана. А что делает уттама-махабхагавата? Он принимает Гурудева как близкую дорогую служанку Шримати Радхарани. Когда станете уттама-адхикари, тогда все узнаете и поймете, а пока медитируйте на гуру как на близкую служанку Шримати Радхики и читайте шлоки.
В: Чье положение можно считать более возвышенным - Уддхавы или Арджуны?
О: Конечно же, Уддхавы. Уддхава является прематура-бхактой. Он пришел во Вриндаван и увидел божественную любовь гопи. А Пандавы – это премапара- бхакты.
В: Насколько благоприятно для бхакти следование своей дхарме и насколько вредно несоблюдение каких-либо правил?
О: На начальной стадии развития нужно следовать всем правилам и предписаним, укладам общества, то есть варнашраме–дхарме. Потому, что это является фундаментом нашей духовной жизни. Животные не следуют никаким правилам, но мы, люди, и живем в человеческом обществе. Мы должны уважать членов своей семьи: маму, отца, сестру и т.д. У животных нет таких взаимоотношений, у них там всякие глупости, а у нас совсем другой уклад жизни. Мы разумны и можем различать, что хорошо, а что нет. Следуйте варнашрама - дхарме, требованиям общества, и шаг за шагом развивайте свою духовную жизнь.
В: Что делать, если человек старше 60-ти интересуется сознанием Кришны?
О: Это хорошо, потому что такое бывает очень редко. Бхакти не зависит от возраста, от материального положения, но обычно люди старше 60-ти очень крепко обдумывают свои шаги, у них много логики. В Санкт-Петербурге одна женщина приняла инициацию в восемьдесят три года, но она родственница преданных. Вдохновите своих родных, остальное сделает Кришна.
В: Есть ли снег на Голоке Вриндаване?
О: Да, есть. Так устраивает Йогамайя
B: В какой части тела находится душа?
О: Когда мы бодрствуем - в глазах, когда спим - в сердце, а когда находимся в промежуточном состоянии между бодрствованием и глубоким сном, то в горле.
В: Во Вриндаване все говорят: "Радхе, Радхе". Почему тогда мы повторяем маха-мантру Харе Кришна?
О: Мы не враджаваси, а лишь кандидаты во враджаваси. Они - рагатмика-бхакты. У враджаваси спонтанное влечение к Радхе и Кришне. Нам же необходимо следовать правилам, поэтому нам предписано повторять маха-мантру.
В: Почему садхака в начале должен уделять больше внимания дикша-гуру, чем шикша-гуру?
О: Потому что его ум еще не утвердился в изучении писаний, шастра-гьяне. Когда это произойдет, он может слушать хари-катху от любого достойного шикша-гуру, который находится в т0м же настроении, что и его дикша-гуру.
В: Почему нельзя повторять гаятри-мантры в темноте?
О: Правило такое: надо повторять гаятри-мантры в брахма-мухурту и после рассвета. Но нельзя повторять их в темном месте. Почему? Потому что комары придут и покусают вас. Вы будете хлопать по ним, и вам будет некогда повторять мантры. Шастры говорят, что необходимо вычитывать гаятри-мантры в чистом, светлом месте, и тогда ум будет лучше концентрироваться. Как создать такие условия? Нужно сидеть в очень чистом месте, где не будет насекомых. Иначе вместо повторения мантр у вас будет только одна охота на них. И еще тусклый свет будет вызывать у вас сонливость.
В: Что делать с умом, который постоянно блуждает?
О: Нужно понять причину, по которой он обеспокоен. Прежде всего, вы должны настроиться и стабилизировать его. Господь Чайтанья Махапрабху говорит: «Повторяйте святые имена, и тогда постепенно ваш ум сконцентрируется». Читайте «Манах-шикшу», в которой Шрила Рагунатха дас Госвами объясняет, как нужно каждый день отчитывать свой ум. Очень строго говорите ему: «Не ходи к майе, не предавайся чувственным наслаждениям. Зачем тебе принимать омовение в ослиной моче?» И всегда памятуйте Гуру и Кришну. Тогда ум станет устойчивым.
В: Сколько предлагать бхогу Божествам?
О: Все зависит от вашего настроения, бхавы. Не важно, сколько по времени вы предлагаете пищу – пять, десять или пятнадцать минут. Это вообще не проблема. Главное – как вы выражаете свои чувства при этом.
В: Придет ли в эту югу Калки-аватара?
О: Гурудев говорил, что не придет. Этих доказательств достаточно. То, что говорит Гуру – совершенно. В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что, когда приходит Враджендра-нандана, Шьямасундара, все Его воплощения уже пребывают в Нем. Это значит, что там также находится и Калки, и Ему нет необходимости снова приходить.