Шрила БВ Шридхар Госвами Махарадж: Писания полны славы Вайшнавов, и сегодня день явления одного из таких преданных – Бхактиведанты Шрилы Бон Махараджа. Место его явления – святая земля Миднапур, где временами проходил Махапрабху, держа путь из Джаганнатха Пури в Бенгалию. В Миднапуре приняли рождение многие брахмачари и санньяси из линии гаудия-вайшнавов. В той же семье, что и Махарадж, явился прекрасный Вайшнав Мадхусудана Махарадж (раньше его звали Кришна-крипа Прабху). У него были очень теплые отношения со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, которого он почитал своим шикша-гурудевой. Он всегда получал наставления Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, временами останавливался в матхурском храме. Во время Навадвипа-парикрам я и Бон Махарадж спали в доме Мадхусудана Махараджа (Кришна-крипы Прабху). Среди родственников Бон Махараджа есть и другие Вайшнавы, он принял рождение в святой семье преданных.
Когда я приехал из Джаганнатха Пури в матхурский Кешаваджи Гаудия Матх к Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, то увидел, сколько гуру-ништхи и гуру-бхакти у Шрилы Бхактиведанты Бон Махараджа. Матхура – это место аскез, обычные люди там не задерживаются. Служением Махараджа было собирать пожертвования (бхикшу). Он ездил на велосипеде от двери к двери и просил подаяние. Два или три раза его кусали собаки, охранявшие дома. Кроме того, летом в Матхуре невыносимо жарко, вы даже представить себе не сможете, это поймут только те, кто был там. От этого нестерпимого зноя Махарадж даже терял сознание и падал с велосипеда, и тогда люди приносили его в храм. Тело Махараджа было худым, а здоровье не очень крепким. Но при этом он все равно выполнял очень много тяжелого служения, и на моих глазах он два-три раза даже был на грани жизни и смерти. Но Гурудев неизменно помогал ему, видя такую прекрасную гуру-севу. Так он, сталкиваясь со множеством трудностей, собирал пожертвования и все до последней пайсы [копейки] отдавал Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, ничего, даже самую малость, не используя для своего наслаждения. Он все предлагал духовному учителю. Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, относился к Махараджу с большой любовью, поскольку тот всецело посвятил себя гуру-севе и все, в том числе деньги, использовал только для этого.
В то время готовили на дровах. Перед омовением Махарадж ставил вариться картошку, которую он очень любит, а после омовения вытаскивал ее, еще полусырую, добавлял немного масла, соли и ел. Он никогда не думал, что раз он совершает тяжелую севу по сбору пожертвований, то ему нужно хорошо питаться, вкушая дорогую еду. Нет. Он жил очень просто и никогда не носил дорогую одежду, не почитал изысканный прасад, то есть поступал согласно наставлениям Махапрабху бхала на кхаибе ара бхала на парибе.
Махарадж – прекрасный повар. Даже из простых продуктов он может быстро приготовить очень вкусные блюда. Временами он звал меня и угощал, например, сабджи из картошки, тыквы, овощей и небольшого количества гхи.
Я приехал в Матхуру из храма моего Гурудева в Джаганнатха Пури. В Матхуре наиболее близкие отношения у меня были с Бон Махараджем, потому что у него были все писания, а у меня их в то время не было. Я брал священные труды у Бон Махараджа и изучал их, потому что Нараяна Махарадж всегда спрашивал шлоки и велел рассказывать о славе Гурудева, преданных, Прабхупады, парам-гурудева. Также Бон Махарадж всегда давал мне ручки и бумагу. В то время в храме также были Тиртха Махарадж и Мадхава Махарадж, но наиболее близкие отношения у меня развились с Бон Махараджем. Я часто проводил время в его комнате, изучая писания. Он очень много помогал мне, когда я приехал в Матхуру и был еще новеньким.
Иногда я собирал пожертвования вместе с Махараджем, особенно в Джанмаштами. Махараджу давали много бхикши – сахара, муки, гхи, риса, дала. Он собирал больше, чем кто-либо еще, и этого хватало не только на Джанмаштами, но и затем использовалось в храме в течение года.
Как-то раз я пошел с Махараджем за пожертвованиями. Он ходил от одного торговца к другому, от двери к двери. Где-то его оскорбляли, ведь людям нелегко расстаться с деньгами. Они притягивают, как мед («money is honey» – дословно «деньги – мед»). Кто-то давал каждый месяц лишь две-пять рупий, и при этом сильно ругал Махараджа. Он происходит из благочестивой образованной семьи, но ради гуру-севы терпел все. Почему Махапрабху просил собирать пожертвования, ходя от двери к двери? Потому что, жертвуя на служение Гуру и Вайшнавам, люди обретают сукрити [духовное благочестие]. Когда его накопится достаточно, они смогут заниматься духовной практикой. Поэтому Махарадж, чтобы послужить духовному учителю и даровать душам благо, собирал пожертвования от дома к дому, невзирая на брань.
До сих пор Махарадж накануне Джанмаштами приезжает в Матхуру и, ходя от двери к двери, просит подаяние, которое используют для Джанмаштами.
Поскольку Махарадж тяжело трудился ради гуру-севы, сейчас он проповедует по всему миру. Очень трудно прославиться, не служа духовному учителю. Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж всегда говорил, что он не квалифицирован, но люди со всего мира приходят к нему только потому, что он искренне совершал гуру-севу. Насколько преданные служили своему духовному учителю, настолько они сейчас прославлены. Например, Тиртха Махарадж, Премананда Прабху, Мадхава Махарадж жили вместе со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем и старательно совершали гуру-севу, поэтому сейчас они известны. Итак, причина только одна – гуру-сева.
Когда в матхурском храме проводят арати, все танцуют. В то время матхурские киртаны были очень известны. В день брахмачари могли посетить два-три дома. Бон Махарадж также брал колонки, микрофон и проводил киртан в разных семьях. Ходя от дома к дому, он познакомился со всеми жителями. Я видел, как, танцуя перед Божествами в матхурском храме, Махарадж иногда терял сознание, погружаясь в глубокие настроения (бхавы).
Сейчас Махарадж ездит по всему миру, и проповедь в Матхуре остановилась. Ведь когда Махарадж жил там, он ходил от дома к дому, возвращаясь в храм только под вечер. Вы не можете себе представить, насколько широко разлеталась слава матхурского храма при Гурудеве. После ухода Гурудева и отъезда Махараджа проповедь в Матхуре пошла на убыль.
Гурудев был очень доволен превосходным служением Махараджа. Поэтому он дал ему санньясу и велел проповедовать в западных странах. Все собранные пожертвования Махарадж отдавал Гурудеву. Он сказал мне однажды, что ни копейки не потратил из этих денег, даже чтобы купить себе воду, поскольку не считал, что эти пожертвования для него.
Махарадж продолжает широко проповедовать, в том числе в Бразилии. После ухода Гурудева многие западные преданные разбрелись кто куда. Но благодаря проповеди Махараджа большинство западных преданных, которые есть сейчас, – это его ученики из Бразилии и России. Во время нашей последней встречи с Махараджем я поблагодарил его за это.
Махарадж продолжает совершать гуру-севу и проповедует, не заботясь о своем здоровье. Три-четыре раза в день он рассказывает хари-катху, а также пишет книги. Например, уже опубликованы его работы «Сокровища сердца», «Бхакта, Бхакти и Бхагаван», «Гопи-гита».
Махарадж прекрасно совершает гуру-севу. Сегодня, в благоприятный день его явления, вы можете молиться ему, чтобы научиться, как он, служить духовному учителю.
Есть не только дикша-гуру, но и шикша-гуру. Дикша-гуру Махараджа – Шрила Бхактиведанта Шрила Вамана Госвами Махарадж, а шикша-гуру – Шрила Бхактиведанта Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Согласно «Чайтанья-чаритамрите» дикша-гуру и шикша-гуру неотличны друг от друга. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описывает, что один из них является рупой, а другой – сварупой Кришны, то есть разница лишь в словах, названии. Поэтому следует выражать равное почтение дикша- и шикша-гуру. Я, Тиртха Махараджа, Мадхава Махараджа и Премананда Прабху жили с нашим шикша-гуру Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, и сейчас мы по его милости проповедуем повсюду.
Есть не только дикша-гуру, но и шикша-гуру. Дикша-гуру Махараджа – Шрила Бхактиведанта Шрила Вамана Госвами Махарадж, а шикша-гуру – Шрила Бхактиведанта Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Согласно «Чайтанья-чаритамрите» дикша-гуру и шикша-гуру неотличны друг от друга. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описывает, что один из них является рупой, а другой – сварупой Кришны, то есть разница лишь в словах, названии. Поэтому следует выражать равное почтение дикша- и шикша-гуру. Я, Тиртха Махараджа, Мадхава Махараджа и Премананда Прабху жили с нашим шикша-гуру Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, и сейчас мы по его милости проповедуем повсюду.
Шрила Бхактиведанта Шрила Бон Махарадж ки джай!
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж ки джай!
Сва-паршада Гаурахари ки джай!
Нитай Гаура премананде Хари Харибол!