Сегодня день явления Вакрешвары Пандита. Я бы хотел прославить его жизнь. Прославляя жизнь вайшнавов, мы обретаем защиту от майи. По этой причине в наших писаниях объясняется: “Всегда прославляйте вайшнавов, бхакта-бхагават”. Есть два вида бхагават: грантха-бхагавата и бхакта-бхагавата. Бхакта-бхагавата выше по положению, чем грантха-бхагавата, потому что бхакта-бхагавата, или вайшнав, может пролить на нас милость. Грантха-бхагавата это Сваям Бхагаван. Сам Господь проявляется в облике ван-майи-мурти (в виде слов). Так Он принимает образ «Шримад-Бхагаватам». А бхакта-бхагаваты это те, кто очень дороги Господу. Мы можем понять грантха-бхагавату под руководством бхакты. Поэтому мы необычайно удачливы.
Вакрешвара Пандит очень близок и дорог Господу Чайтанье Махапрабху. Тот, кто постигает величие вечных спутников Махапрабху, достоин находиться во Врадже. Так Вакрешвара Пандит – один из нитья-парикаров (вечных спутников) Господа Чайтаньи Махапрабху. Сам Гауранга принял рождение в Навадвипа-дхаме, но все Его преданные рождались во всевозможных местах Индии и лила-стхали самого Махапрабху. Поэтому Шри Гауранга иногда отправлялся в их дома, которые в результате становились тиртхами (святыми местами паломничества).
Вакрешвара Пандит родился в месте Тривени и иногда приходил в Навадвипа-дхаму. Он был очень привязан к Господу Чайтанье Махапрабху. Когда Господь отправился из Джаганнатха Пури во Вриндаван и пришел в место Рама-келиграм (место жительства Рупы и Санатана Госвами), Его сопровождал Вакрешвара Пандит. Он был очень искусен в танцах и мог танцевать 72 часа без перерыва. Представьте, насколько это тяжело! Одно дело слушать несколько часов лекцию и совсем другое – танцевать. Господь Чайтанья Махапрабху знает, что те, кто поют и танцуют, совершают очень тяжелые аскезы. Не так-то просто быть в движении на протяжении многих часов. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, будучи 70 летним человеком, танцевал на фестивале Ратха-ятры в Америке. Он брал гонг и прыгал вверх-вниз как шестнадцатилетний брахмачари. Такова милость Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому Гурудев иногда в своих лекциях объясняет, что Свами Махарадж это санкиртана-авеша-аватара.
Вакрешвара Пандит был неустанным танцором. Также он помогал Девананде Пандиту, который совершил оскорбление Шриваса Тхакура. Вакрешвара Пандит помог Девананде Пандиту обрести милость Господа Чайтаньи Махапрабху. Если вы совершили оскорбление лотосных стоп вайшнава, то вам следует принять прибежище у стоп другого вайшнава, и он поможет вам избавится от последствий всех оскорблений. Так, мы можем видеть, как Девананда Пандит совершил оскорбление лотосных стоп Шриваса Тхакура, а Вакрешвара Пандит позаботился о нем. Я бы хотел кратко рассказать эту историю.
Девананда Пандит был великой, ученой личностью Навадвипа-дхамы. Он рассказывал Шримад-Бхагавата-катхамриту. В Индии многие люди красиво рассказывают Бхагавата-катху, они танцуют и играют на всевозможных музыкальных инструментах и так привлекают тысячи людей. Таким же образам Девананда Пандит однажды рассказывал Бхагавата-катху и к нему пришло множество людей, включая Шриваса Тхакура. В тот день была катха по Гопи-гите. Девананда Пандит рассказывал о том, как Кришна исчез с танца раса, скрылся из глаз гопи и они погрузились в сильную боль разлуки с Ним. Рассказчик очень красиво пел Гопи-гиту на восхитительный мотив канака-манджари-чханда (особую лирическую мелодию, опьяняющую сердца слушателей). Одно из значений санскритского слова канак – это название одурманивающей травы. Стоит пожевать ее листья, как голова тут же закружится.
Итак Девананда Пандит начал петь Гопи-гиту и все слушатели обезумели. В это время пришел махабхагавата Шривас Тхакур. Погрузившись в глубокое настроение, он начал громко плакать.
джайати те ’дхикам джанмана враджах
шрайата индира шашвад атра хи
дайита дришйатам дикшу тавакас
твайи дхритасавас твам вичинвате
[Гопи сказали: «О возлюбленный, родившись на земле Враджа, Ты безгранично ее прославил, и эта земля стала обителью Индиры, богини удачи. Мы, Твои гопи, только ради Тебя поддерживаем свою жизнь. Мы повсюду ищем Тебя, пожалуйста, предстань нашему взору!» ]
шарад-удашайе садху-джата-сат-
сарасиджодара-шри-муша дриша
сурата-натха те ’шулка-дасика
вара-да нигхнато неха ким вадхах
[«О Кришна, бог любви! О дарующий благословения! Мы бескорыстно служим Тебе, а Ты убиваешь нас взглядом Своих глаз, укравших красоту чудесных лотосов, покрывающих осенью поверхность озер. Неужели это не считается убийством?»]
тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах
[«О Кришна, нектар Твоих слов и повествований о Тебе дает жизнь тем, кто страдает в материальном мире. Поведанные устами Твоих чистых преданных, они освобождают от грехов и даруют вечное благословение кришна-премы тем, кто внимает им с верой. Эти повествования известны по всему миру, они полны духовной силы и красоты. Несомненно, те, кто несет повсюду Твое послание, – самые великодушные и сострадательные из людей».]
Итак Шривас Тхакур громко заплакал, чувствуя разлуку гопи. Это доставило беспокойство слушателям, они стали ругаться на Шриваса Тхакура и в итоге выгнали его. Но Девананда Пандит никак этому не воспрепятствовал. Он просто наблюдал за происходящим, и тем самым совершил оскорбление лотосных стоп Шриваса Тхакура. Когда Господь Чайтанья Махапрабху узнал об этом, Он очень разгневался и лично явился в собрание Девананды Пандита. В то время Махапрабху еще был ученым по имени Нимай Пандит. Все другие ученые мужи боялись Его. Нимай Пандит подошел к Девенанде Пандиту, взял его книгу «Шримад-Бхагаватам» и разорвал ее. Затем Он сказал: «Ты не достоин читать “Шримад-Бхагаватам”», – и сурово отчитал пандита. Махапрабху сказал: «Есть грантха-бхагавата, а есть бхакта-бхагавата. Ты не знаешь, что Шривас Тхакур это возвышенный уттама-уттама-махабхагавата, и ты не выразил ему должного почтения. Поэтому ты не можешь обрести кришна-прему».
Тогда Девананда Пандит, маститый ученый, стал молиться лотосным стопам Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и просить у Него прощения. Шриман Махапрабху ответил: «Нет, Я не дам тебе милости». Позднее, когда Махапрабху принял санньясу, Он вновь пришел в Навадвипа-дхаму. Тогда Девананда Пандит снова стал думать, как ему освободиться от оскорбления махабхагаваты Шриваса Тхакура? Шривас Тхакур очень сильно любил Вакрешвару Пандита, и тогда Девананда Пандит принял прибежище у лотосных стоп Вакрешвары Пандита. Вакрешвара Пандит сказал ему: «Я помогу тебе», и привел Девананду Пандита к лотосным стопам Шриваса Тхакура. Затем Девананда Пандит очень смиренно стал предлагать поклоны Шривасу Тхакуру. Тогда Господь Чайтанья Махапрабху пролил на него Свою милость.
Этот случай похож на тот, когда Индра совершил оскорбление враджаваси. Царь небес принял прибежище у лотосных стоп коровы Сурабхи и пришел вместе с ней к Кришне, чтобы воспеть Ему славу. Таким же образом Девананда Пандит принял прибежище у лотосных стоп Вакрешвары Пандита, а тот привел его к Шривасу Тхакуру. В «Чайтанья-бхагавате» также описывается, как однажды Вакрешвара Пандит потерял сознание во время танца, а Девананда Пандит позаботился о его безопасности. Тогда Махапрабху снова пролил на него Свою милость.
прабху бале, — “туми йе севила вакрешвара
атаэва хаила туми амара гочара
вакрешвара пандита-прабхура пурна-шакти
сеи кршна пайа йе танхаре каре бхакти
вакрешвара-хр̣дайе кршнера ниджа-гхара
кршна нртйа карена начите вакрешвара
йе-те-стхане йади вакрешвара-санга хайа
сеи стхана сарва-тиртха шри-ваикунтха-майа”
(«Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 3.493–496)
[Господь сказал: «Ты служил Вакрешваре Пандиту, и это приблизило тебя ко Мне. Вакрешвара Пандит преисполнен духовных энергий Всевышнего. Любой, кто служит ему, достигает Кришны. Кришна проявил Свою обитель в сердце Вакрешвары. Когда он танцует, Кришна также танцует. Если Вакрешвара останавливается в каком-либо месте, то оно становится подобным всем святым местам; там проявляется Вайкунтха».]
Здесь говорится: «Те, кто принимает прибежище у лотосных стоп Вакрешвары Пандита, получит милость Махапрабху». Потому что Вакрешвара Пандит очень дорог Шри Гаурасундаре. Он сопровождал Господа в Джаганнатха Пури. Если вы отправитесь в Джаганнатха Пури, то вы можете увидеть там трех Божеств. Когда мы приходим в Гамбхиру, неподалеку от нее стоит дом Каши Мишры, храм Радха-Канта. Там можно увидеть этих Божеств: Вакрешвару Пандита, Гопал-Гуру Госвами и Дхьяначандру Госвами. Гопал-Гуру – это ученик Вакрешвары Пандита, а Дхьяначандра Госвами – ученик Гопал-Гуру. Такая гуру-парампара.
В Ади-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты» описывается, как Вакрешвара Пандит пребывал с Господом Чайтаньей Махапрабху. Вриндаван Дас, великий поэт времен Господа Чайтаньи Махапрабху, также прославляет Вакрешвару Пандита, в особенности то, как он танцевал во время фестиваля колесниц Ратха-ятры. У Господа Джаганнатхи было много групп санкиртаны, которые назывались сампрадаи. Одну из них возглавлял Вакрешвара Пандита. Он вел ее, танцуя. Тогда была такая система: одна группа поет, вторая танцует, третья играет на мридангах, и т.д. Все было тщательно продумано.
вакрешвара пандита — прабхура бада прийа бхртйа
эка-бхаве чаббиша прахара йанра нртйа
апане махапрабху гайа йанра нртйа-кале
прабхура чаран̣а дхари’ вакрешвара бале
“даша-сахасра гандхарва море деха’ чандрамукха
тара гайа, муни начон — табе мора сукха”
прабху бале — туми мора пакш̣а эка шакха
акаше удитама йади панара пакха
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.17–20)
[«Вакрешвара Пандит – возлюбленный слуга Господа, пятая ветвь Его древа. Он мог танцевать в непрерывном упоении семьдесят два часа. Шри Чайтанья Махапрабху пел лично в то время, когда Вакрешвара Пандит танцевал. Припав к стопам Господа, Вакрешвара Пандит сказал: „О луноликий (чандрамукха) Господь! Пришли мне десять тысяч гандхарвов, пусть поют они, а я буду танцевать. И это доставит мне радость!“ На это Господь Чайтанья ответил: „Вакрешвара, у Меня есть лишь одно крыло, как ты. Будь у Меня еще одно, Я бы летал по небу“». ]
Вакрешвара Пандит очень смиренно спросил у Господа Чайтаньи Махапрабху: «Прабху, даруй мне шакти-авешу (силу), тогда я смогу петь и танцевать, как десять тысяч гандхарвов». Жители Гадхарвалоки, гандхарвы, очень искусно танцуют и поют. Таким же образом Вакрешвара Пандит взывал к Господу: «Даруй мне милость, и дай мне силу десяти миллионов (даса-хасра) гандхарвов. Тогда я смогу танцевать, получая даршан Твоих лотосных стоп». Махапрабху ответил: «Ты как Мое второе крыло, с помощью которого Я могу взмыть в небеса». Так Он прославил Своего преданного. Итак мы вкратце описали личность Вакрешвары Пандита, чья жизнь воистину удивительна. Мы говорим: «Гаурангера санге гане» – Тот, кто постигнет славу вечных спутников Господа Чайтаньи Махапрабху, придет к Враджендра-нандане Шьямасундаре Шри Кришне. Такова сила Гаурасундары и Его спутников.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Вриндаван, 6 июня 2020