Основная цель нашей жизни и главный объект всех наших устремлений — всегда жить во Врадже и служить Божественной Чете. Чтобы этого достичь, мы должны получить общение с возвышенными враджа-расика-вайшнавами — теми, чьи сердца полностью пропитаны нектаром враджа-премы и кто всегда погружен во враджа-катху и враджа-лилы.
Начинающие преданные не должны вступать в близкое общение со всеми подряд вайшнавами или садху. Необходимо очень почтительно относиться к представителям каждой из четырех сампрадай: Шри, Брахма, Рудра и Кумара. Всем им нужно говорить: «Харе Кришна, дандават-пранамы». Но близкое, сердечное, общение должно быть только с возвышенными враджа-расика-вайшнавами.
вайшнава декхийа, падибо чаране,
хридайер бандху джани
вайшнава тхакура, прабхур киртана
декхаибо даса мани
(Кабе аха гауранга балия,
Шрила Бхактивинода Тхакур)
«Увидев Вайшнава, я упаду ему в ноги, считая его своим лучшим другом. Приняв меня как своего слугу, он расскажет мне, как поклоняться Господу».
Шрила Бхактивинода Тхакур сочинил эту прекрасную песню, чтобы через нее показать нам, как нужно выражать почтение вайшнавам. Если мы не будем следовать такому этикету, то бхакти не сможет войти в наши сердца. Оно придет к нам, если мы будем предлагать пранамы вайшнаву. Пранама означает «предание». Бхактивинода Тхакур говорит хридайер бандху, что означает «чистый преданный — это наш истинный сердечный друг». Чистый преданный обладает безупречным характером: у него нет ни двуличия, ни лицемерия, он никогда не действует в своих личных интересах и всегда поглощен кришна-намой и кришна-катхой. В сердце такого преданного нет никаких материальных желаний. Он всегда прославляет Шри Шри Радху и Кришну: «Говинда, Дамодара, Мадхавети. Говинда, Дамодара, Мадхавети».
Очень важно понимать, что вы можете слушать хари-катху от преданных других категорий и должны выражать им почтение в соответствии с их квалификацией. Если вы не окажете им должного уважения, это будет оскорблением. Однако для того, чтобы прогрессировать во враджа-бхакти, наш взор должен быть направлен лишь на расика-вайшнавов. Во Врадже находится много преданных. Ко всем Гаудия Вайшнавам нужно почтительно относиться, и мы можем слушать их хари-катху до тех пор, пока они выражают почтение Шриле Гурудеву. Необходимо быть всецело направленными лишь на Шрилу Гурудева.
Гуру-ништха, твердая вера в духовного учителя, и гуру-бхакти — это позвоночник нашей духовной жизни. Если у нас нет гуру-ништхи и гуру-бхакти, а есть лишь привычка скакать здесь и там, как это делают кенгуру, то мы не станем сконцентрированными, а Шримати Радхика и Лалита-деви никогда не примут нас. Мы должны быть устремлены только к нашему дикша-гуру.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Бхакта, Бхакти и Бхагаван", глава 1