ваишнавера гуна-гана кариле дживера трана
(Чайтанья-бхагавата)
[Воспевание славы Вайшнавов дарует освобождение живым существам.]
Если вы услышите о славе Гуру и Вайшнавов, вы будете защищены от майи. Гуру — это Вайшнав, а Вайшнав — это Гуру. Однако Гуру называют высшим из всех Вайшнавов. Поэтому Гуру можно назвать Вайшнавом, а Вайшнава — Гуру. Возможно, в вашем сердце возникнет вопрос: кого именно можно назвать Вайшнавом, а кого — Гуру?
Господь Чайтанья Махапрабху очень ясно объяснил:
киба випра, кибаa нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128)
[Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, — если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.]
Определение Гуру
Гуру называют только того, кто осознал Кришну, кришна-таттва-ветта. Кроме того, не имеет значения, является ли он брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой. Итак, что же означает кришна-таттва-ветта? В простом понимании кришна-таттва-ветта это тот, кто имеет знания о Кришне. Однако, что значит действительно знать Кришну? Обладать гьяной и вигьяной. Гьяна означает «знание», а вигьяна - «трансцендентное осознание».
тасмад гурум прападйета
джиджнасух̣ шрейа уттамам
шабде паре ча нишн̣атам
брахманй упашамашрайам
(Шримад-Бхагаватам 11.3.21)
[Поэтому любой человек, который всерьез стремится к подлинному счастью, должен отыскать истинного духовного учителя и принять его покровительство, получив у него посвящение. Истинным гуру является тот, кто, размышляя над словами священных писаний, понял их выводы и способен убедить других в истинности этих выводов. Таких великих личностей, которые, отбросив все материальные соображения, избрали своим прибежищем Верховного Господа, следует считать истинными духовными учителями.]
В этом стихе ясно объясняется, что если у вас есть желание узнать о Парабрахме Кришне, то вы должны обратиться к подлинному гуру, хорошо осведомленному в писаниях, к тому, кто полностью отрешился от материальных чувственных удовольствий и осознал Кришну. Это очень просто. Шабда-брахма и Парабрахма; шабда-брахму может явить только тот, кто осознал Всевышнего, знает священные писания, а также совершает бхаджан и садхану.
Разница между дикша-гуру и шикша-гуру
Таким образом, «Гуру — это Вайшнав, а Вайшнав — это Гуру», между ними нет различий. Например, когда вы получаете дикша-мантры от своего Гуру, он становится вашим дикша-гуру, любой другой Вайшнав, у которого вы чему-то учитесь, называется шикша-гуру. В наших писаниях объясняется, что вы должны оказывать почтение всем Вайшнавам и особенно своему Гуру. Если вы не почитаете Гуру или Вайшнавов, или почитаете только своего Гуру, не оказывая почтения Вайшнавам, это называется ардха-куккути. Ардха-куккути означает «принимать только половину курицы». *
*Один глупый крестьянин решил, что сэкономит, если отрежет курице голову, которую ему приходилось кормить, и оставит заднюю часть, дававшую яйца. Отсюда происходит термин ардха-куккути-ньяя, что буквально означает «логика половины курицы».
Получали ли вы дикша-мантры от Шрилы Рупы Госвамипада? Нет. Каковы ваши отношения с ним? Вы относитесь к нему как к Вайшнаву. Проще говоря, если бы вы получили дикшу от Шрилы Рупы Госвамипада, вы бы сказали: «Он мой Гуру». Точно так же Шрила Джива Госвами получил дикшу от Шри Рупы Госвами. Поэтому Джива Госвами говорил: «Мой дикша-гуру — Рупа Госвамипад, но Шрила Санатана Госвами и другие Госвами для меня — Вайшнавы». Это означает, что вы должны уважать и Гуру, и Вайшнавов. Необходимо слушать прославления личности как тех, так и других.
вайшнава чаритра, сарвада павитра
[Характер Вайшнава всегда чист, Вайшнаву следует оказывать почтение.]
Слава Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа
Шрила Тривикрама Махарадж никогда не принимал учеников. Тем не менее Шрила Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж всегда говорил ему: «Все мои ученики являются и твоими учениками». Получить наставления от Шрилы Тривикрамы Махараджа было чрезвычайно трудно, он был очень суровым. Тем не менее, характер Шрилы Тривикрамы Махараджа был превосходным, он всегда пресекал любые разногласия.
гурур брахма гурур вишну гуру дево махешвара
гуру сакшат парабрахма тасмаи шри гураве намаха
(Сканда-пурана, Уттара-кханда, Гуру-гита)
[Гуру — творец (Брахма), Гуру — хранитель (Вишну), Гурудев — разрушитель (Махешвара). Гуру — это Сам абсолютный (единственный) Господь, я приношу свои поклоны этому Шри Гуру].
В лидерах нашей Гаудия Веданта Самити вы можете увидеть трех дeватов. Три дeваты — это Брахма, Вишну и Шива. Долг Шивы — разрушение, и точно так же хари-катха и деятельность Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа были сосредоточены на том, чтобы уничтожить все анартхи из сердец преданных. Большую часть времени он говорил о том, как избавиться от этих анартх.
Устраняющий анартхи
Главным образом, Шрила Тривикрама Махарадж объяснял: «дживера сварупа хайа кришнера нитйа даса» — все живые существа — вечные слуги Кришны. Он указал нам, как убрать из нашего сердца всевозможные анартхи, нежелательные качества. Обусловленные дживы обладают всеми видами анартх, прежде всего, похотью и гневом. По этой причине Шрила Тривикрама Госвами Махарадж в основном давал лекции о том, как изгнать эти нежелательные качества из наших сердец. В «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Шри Кришна совершает Свою раса-лилу. Раса-лила также известна как кама-виджая-лила, что означает «победа над вожделением». Попытайтесь понять: только Бхагаван Кришна может победить вожделение, и по этой причине Он совершает Свой танец раса с гопи. Вот почему наши ачарьи объясняют, что раса-лила Кришны также называется кама-виджая-лилой. Если в вашем сердце осталось хоть какое-то вожделение, то вы не сможете достичь шуддха-бхакти. В связи с этим возникает другой вопрос — как бороться с вожделением? Это тема не так-то проста.
Сердца обусловленных душ содержат множество видов анартх, и наши ачарьи говорят, что большинство этих анартх можно удалить шаг за шагом. Однако избавиться от похоти очень трудно. Она подобна большому неподъемному камню. По этой причине Шрила Тривикрама Госвами Махарадж в основном давал катху на эту тему.
Многие люди не понимают истинное значение вожделения. Все просто думают про себя: «Я стараюсь поступать хорошо». Когда кто-то их спрашивает: «Как дела?» – они всегда отвечают: «Делаю все, что в моих силах». Это может быть отчасти правдой, а может и не быть. Вы должны устранить похоть из своего сердца. Как можно это сделать? Регулярно повторяя святые имена. Господь Чайтанья Махапрабху сказал: «Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам». В этом стихе «чето-дарпана-марджанам» означает, что вы должны очищать свое сердце, постоянно воспевая святые имена. Без воспевания вы никогда не изгоните похоть. Харинама и нама-санкиртана — таков процесс.
На самом деле, вы не сможете полностью убрать все анартхи из своего сердца, даже воспевая святые имена. Требуется еще и служение Гуру и Вайшнавам, вайшнава-сева и гуру-сева. Это правда, нужно всегда воспевать святые имена. Однако, если ваше воспевание в основном состоит из нама-апарадхи, то могущество святого имени проявится не полностью. В основном, когда вы повторяете святые имена, вы повторяете нама-апарадху. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж объясняет в своей хари-катхе, как можно воспевать чистые святые имена, поскольку большинство повторяет их только с оскорблениями.
кабху намабхаса хайа, сада нама-апарадха
е саби джанибе бхай, кришна-бхактир бадха
(Шри Према-виварта, глава 7)
[Конечно, в их повторении есть только нама-апарадха. Но иногда, по счастливой случайности, проявляется нама-абхаса, но вы должны знать, что и нама-абхаса, и нама-апарадха являются препятствиями для кришна-бхакти.]
Возможно, время от времени будет появляться подобие святого имени, нама-абхаса. Но как начать воспевать шуддха-харинаму, чистое святое имя? Только через общение с шуддха-бхактами. В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил, что если вы будете повторять святые имена с чистым преданным, шуддха-нама проявится на вашем языке. Это очень просто понять.
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж был очень великодушен, но внешне казался крайне суровым, сильно наказывал, когда это было нужно. Если бы вы когда-нибудь встретились с ним, и если бы он задал вам вопрос, вам бы захотелось убежать. Вам бы стало стыдно от его вопроса, в особенности, если бы он сам начал отвечать на него. Однако, сердце Махараджа было очень мягким.
В начале 90-х годов Гурудев являл лилу болезни, у него были проблемы с сердцем. В тот год во время Картики он не мог проводить программы. Прибыло много западных преданных, даже несколько бхакт из ИСККОН пришли его послушать. Но, к сожалению, по состоянию здоровья Гурудев не мог давать хари-катху. Тогда Шрила Тривикрама Госвами Махарадж выступал с большинством лекций. Махарадж говорил об Уддхава-сандеше и Бхрамара-гите, очень высоких темах. В начале катхи он открывал «Бхрамара-гиту», но говорил только на одну тему. Знаете, какую? «Дживера сварупа хайа, кришнера нитйа даса». Каждый день он читал один и тот же стих.
Некоторые преданные смело говорили: «Махарадж, ты же сказал, что дашь лекцию по Бхрамара-гите». А он отвечал: «Эй! Это и есть Бхрамара-гита. Сначала ты должен понять, что ты вечный слуга Господа Кришны, «дживера сварупа хайа, кришнера нитйа даса»! Как по-другому понять, что вы вечные слуги Кришны, кришна-дасы? Только осознав это, вы поймете, как на самом деле гопи служат Кришне. Если вы не знаете свою собственную сварупу, трансцендентный изначальный облик, сиддха-деху, как вы можете постичь другие истины?
Сперва вы должны познать, кто вы. Если человек слеп — как он можешь видеть другого человека? Слепой лишен зрения. Так или нет? Что это значит? Вы должны открыть глаза, чтобы увидеть. Что стоит за этими словами? Узнайте, кто вы. Осознайте себя. Это очень важно. Не зная себя, вы никогда не постигнете других. Практикуйте бхаджан и садхану. Какова задача Гуру? Научить вас и помочь вам вести духовную жизнь. Однако воспевать святые имена вы должны самостоятельно. Гуру не может повторять святые имена от вашего имени, так же как не может ничего съесть за вас. Вам нужно принимать пищу самим, тогда вы будете здоровы. Что это значит? Вы должны сами воспевать святые имена.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Таким образом, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж в основном говорил о том, как мы можем осознать свойства нашей души, атма-гьяну. «Шримад-Бхагаватам» говорит: атхато брахма джигьяса, то же самое объясняет и «Веданта-сутра». Веданта-даршана, высшая философия, объясняет: атхато брахма джигьяса. Поэтому вы должны спрашивать о брахме. Вы понимаете? Необходимо узнать о своей душе, атма джигьяса. Человек должен задаться вопросом: «Кто я?» По этой причине Шрила Тривикрама Госвами Махарадж чаще всего объяснял: ке ами кене амайа джаре тапа-трайа.
Кто же я?
Когда Шрила Санатана Госвами встретился с Господом Чайтаньей Махапрабху, он задал Ему вопрос: Ке ами кене амайа джаре тапа-трайа. Кто я? Шри Санатана Госвамипад уже знал: «Я Лаванга Манджари, я вечная служанка Шримати Радхики». Однако ради лока-шикши, обучения других, он задал Господу Чайтанье Махапрабху такой вопрос:
‘ке ами’, ‘кене амайа джаре тапа-трайа’
иха нахи джани — ‘кемане хита хайа’
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.102)
[Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо? ]
Кто я? Почему я испытываю тройственные страдания майи? И как мне освободиться от нее?
«Ке ами кене амайа джаре тапа-трайа». Шрила Тривикрама Госвами Махарадж объяснял это в своей катхе: ке ами кене амайа джаре тапа-трайа иха нахи джани — кемане хита хайа.
‘садхйа’-‘садхана’-таттва пучите на джани
крипа кари’ саба таттва каха та’ апани
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 20.103)
[Я даже не знаю, как задавать вопросы о цели жизни и пути, ведущем к этой цели. Будь милостив, объясни мне все это.]
Санатана Госвами сказал: «Я ничего не знаю о садхане и садхье. Каков процесс и какова цель?» Что это за процесс? Абхидхея, бхакти. Садхана называется бхакти, практикой. Что такое садхья? Какова наша цель? Как достичь кришна-премы? Постарайтесь полностью усвоить эти вещи. Только тогда можно по-настоящему понять гопи-таттву.
Большинство людей хотят слушать только гопи-катху, но не катху о джива-таттве. Вы должны познать себя: «Кто я? Зачем я пришел в этот материальный мир? Почему я переношу тройственные страдания майи? Как мне освободиться? Что такое процесс садханы, абхидхея-таттва, и какова садхья, цель?»
Поскольку большинство людей — обусловленные души, они думают: «Дхарма, артха, кама, мокша — это наша садхья». Карми верят, что их цель — обрести сварга-сукху, райское наслаждение. Они желают райских удовольствий, карми хотят всего этого. Гьяни желают слиться с Брахманом, а йоги страстно желают осознать Сверхдушу. Итак, у карми, гьяни и йогов разные цели, но мы не должны к ним стремиться. Потому что все мы — вечные слуги Кришны, кришна нитйа даса. «Шримад-Бхагаватам» подтверждает:
дхармах проджджхита-каитаво ‘тра
парамо нирматсаранам сатам
ведйам ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
шримад-бхагавате маха-муни-
крите ким ва параир ишварах
садйо хридй аварудхйате ‘тра
критибхих шушрушубхис тат-кшанат
(Шримад-Бхагаватам 1.1.2)
[Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага, отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной «Бхагавата-пураны», составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце.]
Нам не следует стремиться к дхарме, артхе, каме и мокше. Что означает дхарма? Дхарма – это «религиозность»; артха – «экономическое развитие», кама – «наслаждение материальных чувств», а мокша – «освобождение». Эти четыре цели на самом деле не являются нашей конечной целью. Наша конечная цель — достичь кришна-премы.
Таким образом, Шрила Санатана Госвамипад задал эти четыре вопроса Господу Чайтанье Махапрабху. Затем Господь Чайтанья шаг за шагом объяснил:
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
мали хана каре сеи биджа аропана
шравана-киртана-джале карайе сечана
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 19.151-152)
[«Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения.
Необходимо заботиться об этом семени. Для этого нужно стать садовником и посадить семя в своем сердце. Если регулярно орошать его водой шраваны и киртана (слушания и воспевания), то оно прорастет».]
Блуждая в круговороте повторяющихся рождений и смертей, чрезвычайно удачливое живое существо находит прибежище у лотосных стоп Гуру. После этого Гуру посредством мантр вкладывает бхакти-лата-биджу, семя бхакти-латы (лианы преданности) в сердце его ученика. Что является семенем бхакти-латы? Кришна-сева-васана, желание служить Кришне. Вы получаете семя, но должны поливать его слушанием хари-катхи.
Просто слушая хари-катху, вы можете испытывать кришна-прему. Когда вы слышите о гопи и о том, как они служат Кришне, сердце наполняется радостью. Садхака может все еще пребывать в этом материальном мире, но према низойдет на него прямо с Голоки Вриндаваны. Через некоторое время вы осознаете эти вещи. Вот почему вам нужно слушать хари-катху каждый день. И поэтому Шрила Тривикрама Госвами Махарадж обычно говорил о садхана-таттве и о том, как уничтожить анартхи. Слава Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа заключается в том, что он избавляет вас от анартх в то время, когда вы слушаете его сладостную плавящую сердце хари-катху.
Шрила Тривикрама Махарадж также очень часто объяснял, как развивать гуру-ништху и гуру-бхакти. Если у вас нет гуру-ништхи или гуру-бхакти, тогда никакой метод не поможет вам развить бхаджан и садхану. Хотя существует много составляющих бхакти, самая возвышенная из них — это гуру-бхакти и гуру-ништха.
гуру-шушрушайа бхактйа
сарва-лабдхарпанена ча
сангена садху-бхактанам
ишварарадханена ча
шраддхайа тат-катхайам ча
киртанаир гуна-карманам
тат-падамбуруха-дхйанат
тал-лингекшарханадибхих
(Шримад-Бхагаватам 7.7.30-31)
[Нужно принять истинного духовного учителя и с глубокой верой и преданностью служить ему. Человек должен принести все, что у него есть, в дар своему Гуру, общаться со святыми и преданными, вместе с ними поклоняться Господу, благоговейно внимать прославлениям Господа, возносить хвалу Его божественным качествам и деяниям, устремлять все свои помыслы к Его лотосным стопам и, строго следуя предписаниям шастр и гуру, поклоняться Божеству.]
Как развить гуру-ништху и гуру-бхакти? Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж объяснил в своем «Нектаре наставлений», «Упадешамрите», что они — это позвоночник нашего бхаджана и садханы. И все наши ачарьи объясняют ту же концепцию. Гуру-ништха — наша опора. Если у вас слабый позвоночник, вы не сможете правильно сидеть. Точно так же гуру-ништха и гуру-бхакти — это основа нашей духовной жизни. Постарайтесь усвоить важность этой истины в столь благоприятный день.
Когда Шрила Тривикрама Госвами Махарадж приезжал в наш Кешаваджи Гаудия Матх в Матхуре, он всегда поднимал эти темы в своей катхе. Особенно перед Картикой, Махарадж давал очень сладостную хари-катху, рассказывая о Кришне, и всегда погружался в кришна-наму. Я помню, как он был погружен в воспевание — он вставал около часа или двух ночи и начинал повторять святые имена. Когда он посещал Матхуру, он обычно останавливался в моей комнате. Поскольку она была маленькой, я перебирался на это время в коридор. Вы когда-нибудь видели мою комнату в Матхуре? Многие садху жили в ней. Шрила Тривикрама Госвами Махарадж, иногда Шрила Джанардана Госвами Махарадж и многие другие санньяси. Поэтому мою комнату можно назвать маха-тиртхой.
Важно слушать об истории жизни и заслугах такой великой личности, как Шрила Тривикрама Госвами Махарадж. Еще будучи женатым, он покинул свой дом, чтобы присоединиться к Гаудия Веданта Самити. Он полностью предался лотосным стопам Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Однажды жена Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа пришла в храм и сказала: «Ты должен вернуться домой. Иначе я покончу жизнь самоубийством у тебя на глазах». Тогда Шрила Тривикрама Госвами Махарадж быстро ответил: «Хорошо, если ты хочешь этого, я оболью твое тело керосином и подожгу».
Джай Тривикрама Госвами Махарадж ки джай!
Джай Вамана Госвами Махарадж ки джай!
Гаура-премананде! Хари Харибол!
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Говардхан, 10 ноября 2018