Вопрос: Что такое гьяна? Это знания из дополнительной литературы и Пуран?
Шрила Гурудев: Сначала поймите, сколько существует видов гьяны. Есть три типа знания: тат-падартха-гьяна, твам-падартха-гьяна и джива-брахма-айкья-гьяна. Тат-падартха-гьяна - это знание о Господе, твам-падартха-гьяна - это знание о душе, и джива-брахма-айкья-гьяна - это знание о единении с Брахманом. Последний вид знания нужно отвергнуть. Майявади принимают его, а вайшнавы отвергают.
Остается еще два вида знания: о Господе и о душе. Вначале вашей садханы вам нужны эти виды знаний. Вы должны знать, кто вы, кто ваш Иштадев, кому вы должны поклоняться. Если вы не знаете, кому поклоняться, как вы сможете строить отношения с Ним?
Таттва-гьяна - это знание об Абсолютной истине, о том, кто является Верховным. Такое знание необходимо, поэтому Шрила Шукадева Госвамипад объясняет, что Кришна - это Сваям Бхагаван, Верховная Личность Господа. Все остальные воплощения Бога, такие как Рама, Нрисимха и другие - это инкарнации или аватары Кришны, а Кришна зовется сарва-аватари. Такова бхагавата-таттва.
Затем идет знание о душе, твам-падартха-гьяна. Вы должны знать, кто вы, что такое атма, как она проявляется, какова природа души. Тут может быть много вопросов, и все это важно понимать. Вам необходимо осознать самих себя и вашего Иштадева. Вы должны памятовать о Нем, медитировать на Него и слушать о Нем.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада объясняет, что есть еще пять видов знания, панча-гьяна. Они тоже вам необходимы. Это:
1. Пратьекша-гьяна - прямое знание, которое постигается чувствами, например, глазами.
2. Парокша-гьяна - косвенное знание. К примеру, мы не видим райских планет, но слышим об их славе, о том, что те, кто отправляются на небеса, живут там счастливо и не стареют, и т. д.
3. Апарокша-гьяна - знание о безличном Брахмане.
4. Адхокшаджа-гьяна - знания о Вайкунтхе, это то, что выходит за пределы наших материальных чувств.
5. Апракрита-гьяна - знание о трансцендентной Голоке Вриндаване. Голока Вриндавана выглядит как материальное место, но на самом деле все деяния там имеют духовную природу.
чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
(Брахма Самхита, 29)
"Я поклоняюсь Говинде - изначальному Господу, прародителю всех существ. Он пасет коров и исполняет все желания в обители из духовных самоцветов. Миллионы деревьев, дающих плоды желаний, окружают Его. С величайшим почтением и любовью сотни тысяч богинь удачи - лакшми или гопи постоянно служат Ему".
В духовном мире есть коровы, и здесь они тоже есть. Здешние коровы материальны, их тела состоят из пяти элементов, а коровы Голоки Вриндаваны имеют тело сат-чит-ананда. Здесь коровы дают молоко, и там дают молоко, но другое. Там есть люди, их ноги, руки, тело похожи на наши, они выглядят как мы, но не идентичны нам. Они ходят и говорят как мы, но их речи сопровождаются сладкими мелодиями:
Говинда, Дамодара, Мадхавети, Говинда, Дамодара, Мадхавети,
Хе Кришна, Хе Ядава, Хе Сахети, Говинда, Дамодара, Мадхавети
Поймите, что там есть все. Когда в духовном мире идут люди, они словно танцуют. Вода там подобна нектару. В этом материальном мире мы не можем никак это объяснить, поэтому это знание называется апракрита, или, другими словами, сверхъестественное знание.
Однако, когда садхака восходит на стадию бхавы и премы, тогда все знания, которые я перечислил, превращаются у него в настроение. Например, знания о Вайкунтхе, Матхуре, Двараке, Айодхье (айшварья-гьяна, знание о великолепии Господа) на Голоке Вриндаване превращаются в мадхурью, сладость. Поэтому там никогда не думают, что Кришна - Бхагаван. Они считают Его своим родным, относятся к Нему как к члену своей семьи.
Представьте себе такую ситуацию. Ваш сын стал президентом Италии. Все начали его почитать и даже преклоняться перед ним, но вы-то нет. Вы будете по-прежнему его любить, обнимать и целовать. Так же и Кришна. Он проявляется на Вайкунтхе, в Матхуре, Двараке, Айодхье. Там у Него есть Свои спутники, которые выражают Ему почтение, но враджаваси никогда так не делают, они просто обнимают Его, забираются Ему на плечи, кормят Его остатками своей пищи или борются с Ним.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Италия, 9 июня 2018