По этому благоприятному случаю я хочу прославить Шрилу Бхакти Камала Мадхусудану Махараджа, историю его жизни и те убеждения, по которым он жил. Подобно тому, как философский камень превращает железо в золото простым прикосновением к нему, счастливые души, нашедшие прибежище у лотосных стоп Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, стали великими личностями, общаясь с ним. А что еще остается делать тому, кто принял прибежище у Шрилы Прабхупады?
Все его ученики были великими личностями. Это Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж. Они распространили потоки любви по всему миру. Истинный гуру, такой как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, взращивает не учеников, а гуру, но это возможно лишь тогда, когда ученик полностью вверяет себя лотосным стопам своего учителя. Такой ученик становится обладателем всех сокровищ сердца своего гуру.
Гаудия Веданта Самити всегда будет благодарна нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Камалу Мадхусудане Госвами Махараджу. Когда кто-то идет проповедовать, каким должен быть результат этой проповеди? Проповедник должен собирать цветы, а не деньги. Пожертвования могут стать вторичным результатом проповеди, но не основной целью. Скорее, цель проповеди – собрать все красивые цветы, которые можно найти в саду Господа, и предложить их нашей гуру-парампаре, а они предложат их лотосным стопам Шри Шри Радха-Говинды.
Нароттамананда Брахмачари (имя Шрилы Бхакти Камала Мадхусуданы Махараджа до принятия им санньясы) был как раз таким великим проповедником. Я сам непосредственно слышал от Шрилы Гурудева, Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, как он впервые пришел в наш матх благодаря проповеди Шрилы Бхакти Камала Мадхусуданы Госвами Махараджа. Гурудев рассказывал: «Oднажды я услышал прекрасную катху Шри Нароттамананды Брахмачари и мгновенно привлекся ей».
Шрила Гурудев родился в Бихаре. Он всегда рассказывал нам, как его семья, в соответствии со своим происхождением, поклонялась Господу Раме и как Гурудев всегда с большим энтузиазмом говорил рама-катху. В 2009 году он сказал, что хочет побывать в месте рождения Ситаджи, которое находится в Непале. Оказавшись там, Гурудев рассказал историю своей жизни: «Меня всегда вдохновляли совершать преданное служение Господу Раме. Однако, услышав речь Шри Нароттамананды Брахмачари, его катху, я понял превосходство Кришны, и меня это пленило. А когда я услышал о славе и качествах Господа Чайтаньи Махапрабху, мое сердце растаяло. После этого я бросил все и нашел прибежище у лотосных стоп моего Гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа».
Таким образом, Шри Гаудия Веданта Самити всегда будет в большом долгу перед Шрилой Бхакти Камалом Мадхусуданой Махараджем, поскольку благодаря ему Гаудия Матх узнал таких великих личностей, как Шрила Гурудев и Шрила Тривикрама Госвами Махарадж. Шрила Тривикрама Госвами Махарадж также привлекся могущественной хари-катхой Шрилы Бхакти Камала Мадхусуданы Махараджа. Он услышал в его речи следующий стих из «Шримад-Бхагаватам»:
лабдхва су-дурлабхам идам баху-самбхаванте
манушйам артха-дам анитйам апиха дхирах
турннам йатета на патед ану-мр̣тйу йаван
нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат
(Шримад-Бхагаватам, 11.9.29)
[Пройдя через бесконечное количество рождений и смертей, душа получает редкую человеческую жизнь, которая, хоть и не длится вечно, все же позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому любой здравомыслящий человек должен постараться как можно скорее обрести это совершенство, пока его тело, подверженное смерти, еще живо. В конце концов, удовлетворять чувства можно даже в самых отвратительных формах жизни, тогда как сознание Кришны доступно только людям.]
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж услышал этот стих, и его сердце растаяло. Он оставил все и принял прибежище у лотосных стоп своего Гурудева. Таковы прекрасные игры Шрилы Бхакти Камала Мадхусуданы Махараджа и Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа. Истории жизни таких великих преданных, махаджан – источник огромного вдохновения для нас, тех, кто стремится практиковать преданное служение. Наши ачарьи подают нам пример того, как надо жить, как мыслить и как совершать свой бхаджан.
Шрила Рупа Госвамипад, Шрила Санатана Госвамипад, Шрила Рагхунатха дас Госвамипад, Шрила Джива Госвамипад, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и все его спутники, включая Шрилу Гурудева, — эти великие личности милостиво проявились в материальном мире, в нашей линии ученической преемственности, и открыли нам особенности своего бхаджана-пранали – пути погружения в святое имя. Мы неизменно чтим благоприятные дни их появления в этом мире и ухода из него, прославляя то, как они жили и какой след оставили после себя.
Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Госвами Махарадж принял рождение в Бенгалии, в богатой семье брахманов из высшего сословия. Вы уже слышали о том, как он встретился со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой. Услышав хари-катху Прабхупады Тхакура, Нароттамананда Брахмачари понял, что истинный смысл жизни состоит в том, чтобы совершать бхагавад-бхаджан. Человеческая жизнь бесполезна без бхаджана. Она обман, если мы не сможем найти прибежище у великого Вайшнава.
Получить даршан вечных спутников Шри Кришны, дорогих Его сердцу, — большая редкость. Поэтому Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Махарадж не раздумывая оставил все и вверил себя стопам Шрилы Прабхупады. Получив посвящение, он отправился на проповедь в Мумбаи. Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Махарадж был хорошим оратором с очень четкой речью, знал бенгали. Старшие духовные братья восхищенно изумлялись, слушая прекрасную хари-катху из его уст.
Одним из особых качеств Шрилы Бхакти Камала Мадхусуданы Махараджа является то, что он явил нам высокие стандарты вайшнава-севы. Большую часть своего времени он служил Вайшнавам, посещавшим наш матх. Такие личности как Мадхусудана Махарадж являются нашими спасителями и заслуживают нашего поклонения, поскольку именно они указывают нам правильный путь. От нас требуется быть осторожными, чтобы никогда не возражать своему Гуру и не критиковать святых.
Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Махарадж проливает на нас милость, демонстрируя нам следующий пример вайшнава-севы. Однажды несколько Вайшнавов прибыли в наш матх, чтобы почтить прасад, но время бхога-арати еще не началось. Тогда Махарадж подготовил отдельную тарелку для Тхакурджи и еще одну — для Вайшнавов. Пуджари предложил пищу Господу не в должное время, а позже, но Вайшнавам не пришлось ждать, т.к. они сразу же были накормлены.
В некоторых матхах ситуация обстоит иначе: преданные долгое время готовят множество блюд, таких как пакоры (овощи во фритюре) и джалеби (жареные во фритюре сладости). Далее следует продолжительный процесс предложения пищи Господу, который порой заканчивается только после 13-00 или 14-00. Затем идет пение бхаджана Бхаката-ватсала шри-гаурахари и только после этого приходит время арати.
Многим Вайшнавам приходится подолгу ждать прасад, и что делать в таких случаях? Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Махарадж показал нам, что правильно было бы взять часть бхоги, приготовленной для Тхакурджи, и предложить ее Вайшнавам до наступления арати.
Бхагаван четко наставляет в шастрах :
амара бхактера сева ама хаите бада
(Чайтанья-бхагавата, Ади-кханда 1.8)
[Служение Моим преданным выше служения Мне.]
Первостепенное служение Вайшнавам доставляет удовольствие Бхагавану. Учитывая это, Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Махарадж, служащий под руководством Гуру и Вайшнавов, принял верное решение: пуджари может предложить бхогу Господу позже, но Вайшнавам не следует ждать. Всегда помните, что служение должно выполняться под руководством Гуру и Вайшнавов. Только так, а не напрямую — и тогда Бхагаван принимает его.
ашрайа лаийа бхадже та'ре кришна нахи тйадже
ара саба маре акарана
(Прартхана 17
Шрила Нароттам дас Тхакур)
[Кришна никогда не оставляет тех, кто предался и служит Ему. Все остальные умирают без толку.]
Таким образом, Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Махарадж совершил много замечательного служения Вайшнавам под руководством Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа — он проповедовал во многих местах и строил храмы. Два из них наиболее знамениты, один из которых расположен в Маяпуре. Еще одной заслугой Шрилы Бхакти Камала Мадхусудана Махараджа было и то, что он являлся редактором журнала «Амрита-базар». Его трансцендентная жизнь была пронизана любовью к Вайшнавам, уважением ко всем духовным братьям и твердой верой (ништхой) по отношению к своему Гуру.
Гаура Премананде! Хари Харибол!
Джай Джай Шри Радхе!
Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Госвами Махарадж ки джай!
Шри Шримад Бхактиведанта Вана Госвами Махарадж
Вриндаван, 30 июня 2020