Ватсалья-бхава прекрасно описана в следующем стихе:
нандах ким акарод брахман
шрейа эвам маходайам
йашода ча маха-бхага
папау йасйах станам харих
(Ш.-Б., 10.8.46)
«О брахман, какие благочестивые поступки в прошлом совершил Нанда Махарадж, чтобы Верховный Господь стал его сыном? И какие благочестивые поступки совершила мама Яшода, чтобы Верховная Личность Бога, Господь Кришна назвал ее мамой и пил молоко из ее груди?»
Парикшит Махарадж спрашивает Шрилу Шукадеву Госвамипада: «Какую благочестивую деятельность совершили Нанда и Яшода, что Шри Хари, Верховная Личность Бога, сейчас пьет молоко из груди мамы Яшоды? Какую же благочестивую карму они обрели в прошлой жизни?»
Ватсалья-бхава возникает в сердце преданного, когда он поет строчку нандах ким акарод брахман.
ахо бхагйам ахо бхагйам нанда-гопа-враджаукасам
йан-митрам параманандам пурнам брахма санатанам
(Ш.-Б., 10.14.32)
«Как же велика удача пастуха Нанды Махараджа и всех жителей Враджа-бхуми! Нет предела их благой удаче, поскольку Абсолютная Истина, источник трансцендентного блаженства, вечный Верховный Брахман, стал их другом».
Этот стих из брахма-стути, молитв Господа Брахмы. Брахмаджи был поражен тем, что Кришну – изначальную Верховную Личность Бога, Сваям Бхагавана все враджаваси считают членом своей семьи.
Брахмаджи процитировал множество шлок, но Кришна не сказал ни слова. Однако когда Брахма процитировал стих, начинающийся с ахо бхагйам, Кришна начал улыбаться. Почему Он стал улыбаться, когда услышал этот стих от Брахмаджи? Основная причина заключается в том, что Кришна счастлив с враджаваси, жителями Враджа. Враджаваси общаются с Кришной как с членом своей семьи, чего не так-то легко достичь. В материальном мире очень трудно достичь этого. Враджаваси не думают, что Кришна – Парабрахман или Бхагаван. У них есть понимание: «Кришна – мой сын», или: «Кришна – мой возлюбленный». В их сердцах столько любви и привязанности к Говинде!
Поэтому когда Брахмаджи процитировал стих ахо бхагйам, Шри Кришна стал улыбаться.
Размышляя таким образом, Брахмаджи пришел в изумление. Лаукика-сат-бандху-ват-прити означает «любовные взаимоотношения с Кришной как с членом своей семьи». Если у вас есть любовные взаимоотношения с кем-то, вы не станете искать в нем недостатки. В материальном мире, если вы обнаружите много недостатков в человеке, в конечном счете вы прекратите отношения с этой личностью. Очень трудно развивать и поддерживать близкие отношения, но враджаваси никогда не оставляют свою любовь и привязанность к Кришне. Они знают, что Кришна имеет множество недостатков, например, Он крадет масло (Он известен, как воришка масла, или макхан-чор) и обманывает; но, несмотря на это, они никогда не жалуются на Него и не забывают о Нем.
Однажды Кришна сказал гопи: «Если вы действительно любите Меня, вы не будете видеть никаких недостатков во Мне». Любовь означает не замечать недостатки в объекте своей любви. Искренне любя кого-то, вы не будете обращать внимания на его недостатки. Начнете видеть недостатки ‒ ваша любовь (према) разрушится. Если муж и жена будут обращать внимание на недостатки друг друга, их отношения постепенно испортятся.
Таким образом, враджаваси развивают семейные отношения с Кришной – лаукика-сат-бандху-ват прити. Они никогда не воспринимают недостатки Кришны всерьез.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
"Сокровища сердца", глава 5