Сегодня меня попросили поделиться воспоминаниями о Шриле Гурудеве Шриле Нараяне Госвами Махарадже. Эти воспоминания плавят сердце. Говоря словами поэтов древности, смрити туми ведана. Это означает, что когда лилы Гурудева возникают в чьем-либо сознании, его сердце мгновенно тает, но поскольку мое сердце твердое как камень, оно не тает, и в этом состоит моя неудача.
Тем не менее, поскольку старшие преданные попросили меня рассказать о лилах Шрилы Махараджа, я попытаюсь что-то сказать.
Когда я впервые приехал в Навадипа-дхаму, все брахмачари и санньяси отсутствовали, поскольку собирали все необходимое для проведения Гаура-пурнимы. Я же был удачлив присутствовать там и получить даршан лотосных стоп моего чачаджи (дяди по материнской линии) Шрилы Бхактиведанты Мадхусуданы Махараджа. По его милости, я обрел прибежище подле его лотосных стоп.
С детства у меня была неудержимая тяга к хари-катхе. Мне очень хотелось слушать и говорить ее. Я не был удовлетворен той хари-катхой, которую давали брахмачари в матхе. Поэтому, время от времени я ходил слушать лекции нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Ракшака Шридхара Госвамипада.
Затем, спустя пару месяцев, в Навадвипу из Матхуры прибыл Шрила Гурудев Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Я помню, что когда увидел его в первый раз, во мне пробудилось неизвестное мне доселе божественное чувство. Я понял, что проживаю последнюю жизнь на земле. Мне посчастливилось получить даршан лотосных стоп такого возвышенного святого! Что и говорить, в своем сознании я сразу же полностью предался его лотосным стопам.
Как сейчас я вижу перед глазами тот момент, когда впервые встретил Шрилу Гурудева в Шри Девананда Гаудия Матхе. Гурудев был так красив! Его улыбающееся лицо (сухасья-вадана) пленяло, а лотосные глаза и их взгляд был способен похитить любое сердце. Когда я прикоснулся к его стопам, я ощутил нечто божественное, не из этого мира. Это невозможно описать. Тем не менее, я запомнил: Шрила Гурудев тогда спросил меня, откуда я приехал и благодаря кому оказался в матхе. Я все рассказал. Тогда он милостиво объяснил мне, что хари-бхаджан – это единственная цель человеческой жизни.
Затем Гурудев поинтересовался, повторяю ли я харинаму. Я сказал, что да, повторяю ее на пальцах. Но он ответил: “Нет. Не делай этого в уме. Воспевай громко с джапа-малой в руке”. Когда я это услышал, я очень воодушевился. Мне так хотелось, чтобы Гурудев дал мне джапа-малу и я понимал, что в этом заключается успех всей моей жизни. Я не знаю, как Гурудев узнал о желании моего сердца, но в тот момент он вручил мне туласи-малу, и она все еще со мной! Вспоминая слова Гурудева о том, что нужно громко воспевать святые имена, я тут же принимался это делать.
Затем, по прошествии месяца, в Навадвипу приехал мой дикша-гуру, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж. Мне посчастливилось быть свидетелем его исключительных, удивительно искренних и пронизанных любовью отношений со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем. Эти сцены полностью покоряли меня. Едва завидев Шрилу Нараяну Госвами Махараджа у ворот Шри Девананда Гаудия Матха, Шрила Вамана Госвами Махарадж простирался перед ним в дандавате, а Шрила Нараяна Госвами Махарадж выражал ему ответное глубочайшее почтение. Несмотря на то, что Шрила Вамана Госвами Махарадж был старше, он очень уважительно относился к своему младшему духовному брату.
Затем, по прошествии месяца, в Навадвипу приехал мой дикша-гуру, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж. Мне посчастливилось быть свидетелем его исключительных, удивительно искренних и пронизанных любовью отношений со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем. Эти сцены полностью покоряли меня. Едва завидев Шрилу Нараяну Госвами Махараджа у ворот Шри Девананда Гаудия Матха, Шрила Вамана Госвами Махарадж простирался перед ним в дандавате, а Шрила Нараяна Госвами Махарадж выражал ему ответное глубочайшее почтение. Несмотря на то, что Шрила Вамана Госвами Махарадж был старше, он очень уважительно относился к своему младшему духовному брату.
Я помню, что когда подошел к Шриле Вамане Госвами Махараджу получить инициацию, он увидел джапа-малу в моих руках и спросил: “Откуда ты взял ее?” Я все честно рассказал ему, после чего он взял джапа-малу, возложил ее себе на голову, а затем вернул мне. Я не мог сдержать слез. Мне казалось, что Гурудев, Шрила Вамана Махарадж даст мне инициацию в харинаму, а он положил мою джапа-малу себе на голову, а затем отдал ее мне! Брахмачари, которые это видели, стали меня успокаивать: “Послушай, если Шрила Нараяна Госвами Махарадж дает кому-то инициацию в харинаму, Шрила Вамана Госвами Махарадж уже не дает ее повторно”. Кое-как я успокоился.
Затем, во время Гаура-пурнимы я подошел к Шриле Вамане Госвами Махараджу, чтобы получить у него дикшу. Он сказал мне: “Ты должен попросить разрешения у Шрилы Нараяны Госвами Махараджа”. И так было всегда. Если он и давал дикша-мантры, гаятри-мантры, шафрановые одежды, и т.д., то только после согласия Шрилы Нараяны Махараджа. Мой Гурудев являл пример безупречного поведения. Хотя он получил харинаму от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, а его дикша-гуру был Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Вамана Госвами Махарадж безмерно уважал Шрилу Нараяну Госвами Махараджа. Он почитал его как своего гуру и называл его своим покровителем.
Я видел бесконечную глубину их любви и привязанности друг ко другу. Нигде больше я не наблюдал подобного. В том самом матхурском матхе, где мы находимся сейчас, встречались два духовных брата. Шрила Вамана Госвами Махарадж не позволял себе сесть, пока этого не сделает Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Он настаивал на том, чтобы первым говорил Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Мой Гурудев обладал мягким нравом и безупречными манерами. Он знал правила этикета, и тем не менее, первым оказывал высочайшие знаки почтения младшему брату Шриле Нараяне Госвами Махараджу.
тринад апи су-ничена
тарор ива сахишннунаа
амаанинаа маанадена
киртанийахх сада харих
(Шикшаштака 3)
[«Повторять святые имена Господа нужно в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на дороге. Надо стать терпеливее дерева, полностью избавиться от гордыни и всегда быть готовым оказать почтение другим».]
Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж был олицетворением этого стиха. Его духовный брат, Шрила Нараяна Госвами Махарадж был всецело поглощен умонастроением враджаваси и всегда с упоением повествовал об их славных деяниях. О чем бы ни говорил Гурудев, его речь всегда завершалась прославлением любви враджа-гопи. Потому что суть нашей жизни заключается в словах “рупа-рагхунатха-паде, раху мора аша” (“Моя единственная цель – приблизиться к лотосным стопам Шри Рупы и Шри Рагхунатхи даса Госвами”, бхаджан “Гауранга болите хабе”). Мы должны слушать о лилах враджаваси, рассказанных Рупой и Рагхунатхой.
Уникальной добродетелью Шрилы Гурудева была его неимоверная любовь ко всем, и таким мог быть только он. Шрила Гурудев Шрила Нараяна Госвами Махарадж никогда никого не выделял – он радушно принимал каждого. В то время ачарьей Гаудия Веданта Самити был Шрила Вамана Госвами Махарадж. Он давал инициации в харинаму, дикша- и гаятри-мантры, а в отдельных случаях харинаму давал Шрила Нараяна Госвами Махарадж, делая это по всем правилам, установленным в обществе.
У нас с Гурудевом были очень близкие отношения, и поэтому мы могли заносчиво сказать ему: “Мы не твои ученики, а ученики Шрилы Ваманы Госвами Махараджа!” В ответ Гурудев сладостно говорил нам: “Есть два типа учеников: свакия и паракия”. Он приводил пример: “Царицы Двараки замужем за Кришной, они состоят с Ним в отношениях свакия. А враджа-гопи не связаны с Кришной узами брака, и их любовь именуется паракией. Паракия намного возвышеннее, чем свакия”. Гурудев так естественно и увлекательно говорил об этом. Он проявлял к нам столько любви, а мы отвечали ему взаимностью... (голос Шрилы Вана Госвами Махараджа прерывается от нахлынувших чувств).
Воспоминания о Гурудеве топят сердце. Он никогда никого не делил на “своих и чужих”. До последних дней своей жизни он принимал всех учеников матха и похищал их сердца своим взглядом. Билвамангала Тхакур сказал Кришне:
врадже прасиддхам наванита-чаурам
анека-джанмарджита-папа-чаурам
чаураграганьям пурушам намами
(Шри Чаураграганья-пуруша-аштака, 1)
[«Я приношу поклоны тому величайшему вору, который прославился во Врадже как воришка масла. Он похищает одежды гопи, а также грехи предавшихся Ему душ, накопившиеся на протяжении многих жизней».]
Этот стих можно применить к Шриле Гурудеву. Он похищал сердца всех тех, на кого бросал свой взгляд. В писаниях говорится, что тот, кто родится в амавасью, будет вором. Гурудев пришел в этот мир в священный день мауни-амавасьи, и он был вором. Воры этого мира крадут материальное богатство, Кришна похищает сердца гопи, а Гурудев ворует сердца своих учеников и вовлекает их в служение. Разве мне под силу описать такую великую личность как он?
Я вспоминаю один случай. В 2010 году, когда Гурудев уже являл лилу своей болезни, он проводил последнюю парикраму по Говардхану. В завершающий день парикрамы, в Пурниму, я пришел к нему в комнату. Поклонившись его стопам, я собирался подняться, и Гурудев вдруг спросил меня: “Ты собираешься проповедовать или нет?” “Да, Гурудев, – ответил я. – У меня есть билет до Америки”. Затем я коснулся его стоп и сказал: “Гурудев! Я не хочу ехать. Я хочу быть у твоих лотосных стоп”. Гурудев положил руки мне на голову и сказал: “Послушай, проповедь – это жизнь Гаудия Вайшнавов. Это слова Шрилы Бхактисиддханты Прабхупады’’. Затем он очень ласково успокоил меня: “Поезжай. Ты очень скоро вернешься, и я встречу тебя в Навадвипе в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе”. Так Гурудев благословил меня.
С верой в его слова я полетел в Америку. Я помню эту дату. 29 декабря в Хьюстоне. Утро. Рассвет. Не знаю почему, но я предчувствовал что-то неблагоприятное и был очень неспокоен. В руках у меня был билет из Майами в Рио-де-Жанейро. Не понимаю почему, но я все же сел в тот самолет, и когда приземлился в Бразилии, то получил вести об уходе Шрилы Гурудева. Мое сердце было разбито.
Мне пришлось провожать Гурудева на огромном расстоянии. Я не мог присутствовать на церемонии его возложения в самадхи. В голове крутились его слова: “Я встречу тебя в Навадвипе”. Гуру мукха падма вакья, читтете кория айкья. Слова, исходящие из лотосных уст Шри Гуру, – это мои сердце и душа. Гурудев и сейчас присутствует в своей трансцендентной форме в Навадвипа-дхаме. Я постоянно вспоминаю его лилы и благословения. Все, что есть в моей жизни, – результат его благословений.
Когда мы жили в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе, любую нашу деятельность мы использовали в служении Гурудеву. Я отдавал ему и матху все, что получал в качестве подаяния и все, что находил благоприятным. Все свои силы и разум я направлял на строительство Шри Кешаваджи Гаудия Матха. Говоря об этом, я не ищу признания, но лишь вспоминаю о том, что было.
В то время я часто болел, но прикосновение и милостивый взгляд Гурудева исцеляли меня. Все пожертвования, которые мне давали люди, будь то фрукты или овощи, я передавал Гурудеву. Он очень любил локи, белую тыкву. Иногда я приносил овощи с рынка, покупая их на собранные пожертвования, а иногда просил у людей те, что нравились Гурудеву, и он был очень рад. Гуру-сева – это суть и цель нашей жизни.
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто'пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
(Гурваштака 8)
["Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день я должен склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя."]
Вот что я помню. Я был удачлив пребывать в сени лотосных стоп Гурудева. Его сладостная хари-катха удерживала в плену мое сердце. Куда бы я ни отправлялся собирать бхикшу, я всегда старался вернуться до того, как начнется хари-катха Шрилы Гурудева. Иногда, когда я задерживался по какой-либо причине, Гурудев говорил: “Куда ушел Субал Сакха?” или “Где Вана Махарадж”? Во время Джанмаштами мне приходилось уходить далеко от матха, чтобы подготовить все необходимое для проведения фестиваля. Я опаздывал на хари-катху, а Гурудев ждал моего возвращения.
Когда я однажды вернулся, Гурудев сказал мне в его комнате: “Я не начинал хари-катху, пока ты не придешь. Но никому об этом не говори, иначе люди обвинят меня в пристрастности”. Иногда он говорил так: “Хари-катха, которую я рассказываю вам, очень сокровенна и возвышенна. Это лилы Радхи, Кришны и Чайтаньи Махапрабху. Высшая степень премы, дивья-унмада. Я рассказываю об этом только вам – тем, кто сидит сейчас здесь передо мной. Эта катха – сама моя жизнь ”.
Я также вспоминаю другое. Видя наши ошибки, Гурудев воспитывал нас. Помню, однажды, в 2001 году мы были на Враджа-мандала парикраме с Гурудевом. Это был мой первый год в качестве санньяси. На парикраме также присутствовал Према Прайоджан Прабху (в то время Арунья Махарадж). Мы получили даршан Брахманда-гхата, а затем Ямала-Арджуны. С нами были некоторые преданные из-за рубежа. У меня есть такая черта: когда вокруг меня собираются люди, я начинаю говорить хари-катху, и если меня внимательно слушают, я не могу остановиться. Итак, я начал говорить, и кто-то пожаловался Гурудеву, что я задерживаю участников парикрамы, которые должны были сесть на автобус. Я увидел приближающегося Гурудева. Мне было известно, что если кто-то жаловался Гурудеву, он обязательно наказывал провинившегося, поэтому я пустился наутек. Гурудев погнался за мной, но поймал Према Прайоджана Прабху и отвесил ему оплеуху. Затем он стал преследовать меня, грозя своей дандой! Данда в скорости настигла меня: “Бух! Бух! Бух!” На глазах у всех Гурудев взял меня за ушко. В тот день я был немного уязвлен тем, что Гурудев прилюдно наказал меня.
Вечером, когда я поклонился ему, он сказал: “Вы все санньяси. Я не должен был так поступать с вами”. Я ответил: “Та милость, которую ты пролил на меня сегодня – лучшее, что могло случиться со мной”. Затем Гурудев рассказал хари-катху Прабхупады – если Гуру начинает наказывать своего ученика, значит, он признал его своим. Мать тоже из любви наказывает свое дитя. Есть такое бенгальское выражение: ‘’Наказывать можно лишь того, кого любишь’’. Вот почему Гурудев говорил об этом. И также, если ученик хочет получить милость Гурудева, он должен принимать его наказание. Вот такие у меня воспоминания. А как Гурудев почитал прасад! Я был удачлив получить остатки его маха-маха-прасада. Если бы только Гурудев был сейчас с нами, я бы... Что мне сказать? Я молюсь о том, чтобы жизнь за жизнью он милостиво позволял мне служить его лотосным стопам.
Столько воспоминаний приходит в сердце! Во время Враджа-мандала парикрамы мы посещали так много мест. Однажды мы отправились в Сунархари Кадамба-кханди. Нас было совсем немного. 8-10 брахмачари и несколько враджаваси – всего человек 15-20. Путь пролегал через густые заросли и каменистые дороги. Шрила Гурудев сидел с нами на тракторе и рассказывал сладостную хари-катху. Сейчас дороги на парикраме очень хорошие, а лет 30-35 oни утопали в зарослях акаций и других растений. Когда трактор бороздил эти дороги, колючие ветви акаций царапали нас. Я видел, как Гурудев уворачивался от них. Однажды его шарф зацепился за колючки и остался на них.
В то время на парикраме у нас не было возможности готовить пищу, поэтому мы принимали то, что нам давали в своих домах враджаваси. Обычно это были роти (лепешки с маринованными лимонами). Мы предлагали их Гурудеву, он почитал их, а затем раздавал нам. Его хари-катха в роще Сунархари Кадамба-кханди была восхитительной. Он рассказывал нам лилу о том, как Шримати Радхика сняла с Себя золотое ожерелье и дала его Господу Шиве, чтобы он разрешил ей увидеться с Кришной. Мы слышали от Гурудева и то, как Кришна со Своими друзьями пас коров на высоких холмах и то, как Он проводил там Свои сладостные встречи со Шримати Радхикой.
Если вы отправитесь в эти места, то поймете, насколько они удивительны и трансцендентны. Гурудев часто бывал там. Мне не забыть его прекрасное улыбающееся лицо и голубые глаза. Он погружался в глубокое настроение и рассказывал нам о том, что происходило в кунджах. Я помню, как вместе с ним мы забрались на вершину холма. Там мы увидели танец влюбленных павлинов, распустивших свои хвосты и услышали серенады кукушек. А на вершине Сунархари Кадамба-кханди нашему взору открылись необыкновенно красивые отпечатки стоп Кришны, который пас там когда-то коров. Это непостижимое трансцендентное место. Даже сегодня Врадж так чист и прекрасен. Невозможно подобрать слова, чтобы описать его.
Гурудев делился с нами очень сокровенными лилами, происходящими в этих кунджах. Он говорил нам: “Никто после меня не расскажет вам такого. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте сердцем”. Шрила Гурудев построил с нами отношения, основанные на любви и глубокой привязанности. Мы и сейчас ощущаем это в наших сердцах.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
14 декабря 2020, выступление онлайн