Шрила Рупа Госвами пишет в «Шри Гандхарва-сампрартхана-аштаке», второй шлоке:
ха деви каку-бхара-гадгадайадйа вача
йаче нипатйа бхуви дандавад удбхатартих
асйа прасадам абудхасйа джанасйа критва
гандхарвике ниджа-гане гананам видхехи
«О, деви Гандхарвика! Я тяжело страдаю в разлуке с Тобой. В полном отчаянии я падаю ниц перед Тобой и с дрожью в голосе смиренно молю явить милость этому глупцу и принять его в круг Своих близких служанок».
Гандхарвика – это девушка, несравненно сведущая в пении и танцах и в том, как охмелить сердце Кришны. Все песни и мелодии исходят от Шримати Радхики, и Кришна испытывает несравненное счастье, когда слышит, как Она поет. Он играет на флейте на разные мелодии. А откуда взялись эти мелодии? От Шримати Радхики. Кришна прекрасно танцует, это правда. Но кто Его учитель? Радхарани.
В «Чайтанья-чаритамрите» Кришна говорит: «Шримати Радхика – Моя према-гуру». Он научился всему от Шримати Радхарани. И 64 вида знаний тоже исходят от Нее. Об этом также говорится в первом стихе «Шримад-Бхагаватам». Джанма-ади-раса. Что означает ади-раса? Все виды расы исходят от нее, шрингара-расы. Раса это то, что исполнено несравненно сладостного вкуса.
Пение, танцы – все исходит от премы. Према - это встреча и разлука. У нее есть две стороны. Когда приходит разлука, то радость от встречи усиливается, но некоторые люди не могут этого понять. Наши писания объясняют, что это похоже на монету с двумя сторонами: какой бы стороной ее не положили, она обладает одинаковыми достоинствами.
Итак, мы говорим о том, что Кришна научился всем тонкостям от Шримати Радхики. Она несравненно сведуща в приготовлении пищи, и поэтому Кришна прекрасно знает, как готовить. Он знает и остальные вещи, потому что это всевозможные виды искусства, которыми в совершенстве владеет Шри Радха.
Према – это тоже великое искусство божественной любви. Кришна в огромном смирении говорит: «Радхика – Моя према-гуру, а Я – Ее ученик и марионетка. Према Радхарани заставляет Меня танцевать». Если у вас есть кукла-марионетка, то, дергая ее за ниточки, вы вынуждаете ее поднимать и опускать руки, открывать рот, и делать прочие вещи.
Господь Чайтанья Махапрабху тоже говорил об этом. Прабодхананда Сарасвати Тхакур как-то сказал Ему: «Санньяси должен жить в одном месте и медитировать на чатур-шлоку Шанкарачарьи (четыре мантры, которые повторял Шанкарачарья и его последователи). Ты - санньяси, но не медитируешь на нее. Ты только поешь и танцуешь на улицах вместе со Своими последователям, попирая этикет санньяси. Это значит, что Ты оскверняешь санньяса-дхарму».
Махапрабху сказал: «Это не Моя вина. Я не танцую и не пою. Когда Я воспеваю святые имена, они сами заставляют Меня танцевать. И Я не плачу. Это святые имена заставляют Меня лить слезы и кататься по земле. Они настолько могущественны!» Таким же образом Кришна говорит: «Я не танцую и ничего не делаю Сам. Шримати Радхика и Ее могущественная према заставляют меня танцевать».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 24 апреля 2011