Истинный духовный учитель не может быть материалистом, так же как и человек, обремененный материальными привязанностями, не может быть истинным Гуру. Подобное противоречие не встречается в настоящем Гуру. Ложного гуру можно назвать «гору», что значит «корова». Шрила Гурудев говорил, что таких лжегуру также можно назвать «кен-гуру», потому что они подобны животным кенгуру. У тех и у других при себе всегда имеется большой мешок, куда они складывают все, что могут собрать. Они постоянно скачут туда-сюда, собирая вещи в свой мешок, чтобы затем использовать их для бесконтрольного наслаждения своих чувств. Но настоящий Гуру - это истинный преданный, способный управлять своими чувствами.
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
(Упадешамрита, 1)
«Уравновешенный человек, способный контролировать речь и импульсы ума, умеющий сдерживать гнев, укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире».
Шанда и Амарка, которые были подобны обезьяне и быку, не могли быть настоящими Гуру. Быки совершенно никчемны. Они постоянно что-то жуют и годятся только для спаривания. Обезьяны тоже ужасно похотливы. Вот почему эти так называемые гуру, Шанда и Амарка, не были способны передавать духовное знание посредством хари-катхи. Тот, кто не может управлять своими чувствами, не достоин стать Гуру. Такой человек не способен быть ни брахмачари, ни санньяси, ни ванапрастхой, ни грихастхой. Даже грихастха (преданный, живущий семейной жизнью) должен обладать способностью контролировать свои чувства. Слепой не может вести за собой другого слепого. Если он станет это делать, тогда они оба упадут в пропасть.
Истинный Гуру должен обладать тремя характерными качествами:
тасмад гурум прападйета
джиджнасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам
(Ш.-Б., 11.3.21)
«Любой, кто всерьез желает обрести подлинное счастье, должен найти истинного духовного учителя и принять у него прибежище, получив посвящение. Квалификация духовного учителя состоит в том, что он во всей полноте постиг суть писаний посредством их тщательного изучения и способен донести эти истины до сознания других людей. Тех великих личностей, которые полностью предались Верховному Господу и отбросили все материальные привязанности, следует считать подлинными духовными наставниками».
Осознавшая себя личность, не привязанная ни к чему материальному и обладающая серьезным знанием Вед, Пуран и Упанишад, может называться истинным Гуру. Нам необходимо постоянно изучать качества характера Прахлады Махараджа. Только так мы можем создать надежный фундамент, необходимый для перехода на уровень шуддха-бхакти.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Бхакта, Бхакти и Бхагаван", глава 1