Иногда я рассказываю такую историю:
Влюбленный юноша как-то сказал своей девушке:
– Мы так долго встречаемся – пожалуйста, стань моей супругой, чтобы мы могли всегда быть опорой друг для друга.
Девушка ответила:
– С большой радостью я приняла бы твое предложение, но есть одно препятствие.
– Какое? – удивился парень.
– Я не могу жить с твоей матерью, так как не нравлюсь ей. Поэтому наша свадьба невозможна.
– Я всем пожертвую ради тебя! Скажи, чего ты хочешь, и я все исполню! – не отступал юноша.
– Все, что я пожелаю? – испытывала его девушка. – Тогда принеси мне сердце твоей матери. Если ты выполнишь это желание, я выйду за тебя замуж.
– Хорошо, я сделаю это, потому что люблю тебя, – не задумываясь, ответил парень, ослепленный страстью.
Его мать была вдовой, а он был ее единственным ребенком. Она любила сына больше жизни. Каждый день мать ждала его возвращения домой и отравлялась спать только после того, как покормит его. В тот день женщина по своему обыкновению приготовила много вкусных блюд для сына и ждала, когда же он придет. Время шло, но юноша так и не появлялся. Почувствовав усталость, мать задремала прямо на кухне, а ее сын в этот момент потихоньку зашел в дом, взял большой острый нож и вонзил его прямо в грудь матери. Забрав ее сердце, он стремглав побежал по лесу, чтобы отдать его своей возлюбленной, но случайно споткнулся о камень и упал – сердце матери выскользнуло из его рук и разлетелось на кусочки. В то же мгновение юноша услышал знакомый, заботливый голос:
«О мой сыночек, ты разбил пальцы о камень и тебе так больно! Пожалуйста, присядь ко мне на колени – я утру кровь с твоих пальцев». Когда парень услышал эти слова, он понял, какова любовь его матери.
В шастрах говорится, что материнская любовь уникальна:
купутро бхиджаяте квачидапи, кумата на бхавати
Дети могут поступать глупо и даже жестоко, но мать всегда продолжает любить их и заботиться о них. Вы должны помнить об этом и всегда выражать почтение своей матери.
В наших писаниях говорится: необходимо оказывать почтение матери точно так же, как это делает Шри Чайтанья Махапрабху. Он матри-бхакта-широмани, т.е. самый драгоценный камень в сокровищнице тех, кто предан своей матери. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Мама, не плачь по Мне, плачь по Кришне! Если ты будешь воспевать Его имена, то все невзгоды покинут тебя». Что это значит? Если вы глубже проанализируете шастры, то поймете, что наша истинная духовная мать – это Гуру и Кришна.
гуру мата гуру пита гуру хана пати гуру вина э самсаре нахи ара гати
Если кто-то не понимает даже человеческих истин, как он достигнет трансцендентного мира? Сначала вы должны стать человеком. Без этого вы не можете изучать духовную жизнь, таттва-сиддханту. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху говорит:
сиддханта балийа читте на кара аласа,
иха ха-ите кришне лаге судридха манаса
(Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила 2.117)
[«Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне».]
Есть английская пословица: «Хочешь быть благодетелем, начинай с собственного дома». В чем смысл этой пословицы? Очень важно то, как вы ведете себя дома, как выражаете почтение и любовь вашим детям, мужу, жене, родителям, соседям. В Библии тоже об этом говорится: «Возлюби ближнего своего». Ибо, если вы не развили любовь к ближним, то как вы сможете подарить ее Кришне? Что может предложить Господу тот, у кого очень сухое сердце? Любовь и привязанность очень важны. Поэтому вы должны молиться вашим истинным матери и отцу, Гуру и Кришне, чтобы у вас тоже появилась любовь к вашим детям и родителям. Это первый шаг, который необходимо сделать.
А далее, как Шрила Джива Госвамипад объясняет в «Прити-Сандарбхе»: «Какая у вас любовь к материальному, ту же самую любовь вы должны направить на Гуру и Кришну».
Необходимо понять: Гурудев является нашим истинным отцом и матерью, ибо он поддерживает нас в нашей духовной жизни. Если вы не совершаете бхаджан и садхану, то вновь и вновь будете возвращаться в этот материальный мир, испытывая на себе тройственные страдания майи. Но если вы будете служить Гуру и Кришне, то больше не вернетесь в этот бренный мир. В «Чайтанья-бхагавате» Шри Вриндаван дас Тхакур объясняет:
сакала джанме пита-мата сева пайа
кршна гуру нахи миле, бхаджана хийайа
[«В каждой жизни у вас есть мать и отец, но очень редко вы обретаете истинного Гуру, который дарует вам высочайшее бхакти».]
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Вриндаван, 10 мая 2020