Когда случается лесной пожар, звери мечутся туда-сюда, но затем погибают в огне. Точно так же ведет себя ум того, кто начинает повторять святые имена. Гнев, зависть и другие качества одолевают его, делая более беспокойным. Но если этот человек будет продолжать воспевать харинаму, все эти неприятности уйдут.
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж приводит такой пример. Врач выписывает гомеопатические средства пациенту с кожной болезнью. В начале их приема болезнь обостряется, зуд усиливается, но спустя несколько дней пациент идет на поправку. Таким же образом, тот, кто начинает повторять святые имена, «расшевеливает» множество своих анартх, о некоторых из которых он даже не подозревает. Однако, практикуя регулярное воспевание в течение нескольких лет и делая его все более интенсивным, человек приходит на тот уровень, когда анартхи одна за другой покидают его сердце.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада объясняет: если вы повторяете святые имена и чувствуете, что ваши плохие качества усилились, это значит, что они вот-вот выйдут из глубин на поверхность, а затем уйдут. Однако, все это время вам следует быть осторожными. Старайтесь не совершать оскорблений, которые будут усугублять и укоренять эти плохие качества. Снова и снова воспевайте харинаму.
Вчера я объяснял смысл гундича-марджана-лилы. Уборка храма Гундича символизирует очищение хридай мандира, храма сердца преданного. Мы должны очистить свое сердце, чтобы Кришна воцарился в нем. Если в сердце будет много гнева, вожделения и зависти, то как Он решит в Нем остаться? Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху показывает нам, как нужно совершать уборку храма.
Кришна идет из храма Джаганнатхи в Гундича мандир. Это значит, что Он отправляется из Двараки или из Курукшетры в Сундaрачал, т.е. Вриндаван. Дварака Пури или Курукшетра — это айшварья-бхуми, земля, где царит настроение благоговения, а Вриндаван — это обитель сладостной мадхурья-расы. Есть четыре вида мадхурья-расы: дасья (нейтральное настроение служения), сакхья (дружеские отношения), ватсалья (родительская любовь) и мадхурья (высочайшее настроение возлюбленных, не связанных узами брака). Мадхурью невозможно обрести на Вайкунтхе, Айодхье, Двараке или Матхуре. Она доступна лишь на Голоке Вриндаване. Поэтому Кришна отправляется из айшварья-бхуми в мадхурья-бхуми. Это значит, что наши сердца должны быть чисты и свободны от всех нежелательных проявлений: гнева, вожделения, зависти, ревности, желания славы и почестей. Таких проявлений может быть очень много: душкрити-уттха, сукрити-уттха, и т.д.
Как очиститься от всех этих анартх? Даже желание слиться с безличным Брахманом является анартхой. Его очень сложно распознать, но и оно может жить в сердце преданного. В нем также может поселиться стремление к различным видам освобождения (мукти): сарупья, салокья, самипья, саршти и саюджья. Последний вид мукти следует решительно отвергнуть. Когда такие желания появляются в сердце преданного, мы говорим о сукха-айшварья-уттаре [преобладании желания плодов освобождения над желанием любви, «Нектар преданности»]. Существует также према-сева-уттара [преобладание желания любви над желанием плодов освобождения, «Нектар преданности»]. Преданным следует избегать сукха-айшварья-уттару, отдавая предпочтение према-сева-уттаре, желанию служить Господу с помощью своей божественной любви.
Впрочем, очень возвышенные расика-вайшнавы отвергают даже и ее, помышляя лишь о враджа-преме. Из четырех видов настроений враджа-премы они избирают высочайший уровень любви нитья-сакхи и прана-сакхи, называемый манджари-бхавой.
Убирая храм Гундича, Господь Чайтанья Махапрабху тем самым показывает, как можно достичь настроения манджари. Он действует на внешнем плане, но каково Его внутреннее настроение? Это очень сокровенно. Гаурачандра идет на уборку мандира, и Он полностью погружен в настроение разлуки Шримати Радхики.
Радхарани страдает по Кришне, который ушел из Вриндавана в Матхуру. День и ночь Она ощущает огромную боль разлуки с Ним. В десяти стихах «Бхрамара-гиты» («Песни шмеля») Шрила Шукадева Госвамипад объясняет, что из себя представляет это настроение, называемое дивья-унмада-даша (трансцендентное безумие).
Шримати Радхика услышала, что Кришна идет из Курукшетры во Вриндаван. Экспансия изначальной Вришабхану-нандини, Самйогини-Радха, идет из Вриндавана в Курукшетру, а экспансия Вийогини-Радха остается во Вриндаване и пребывает в настроении разлуки. Когда Радхарани узнает, что Ее возлюбленный идет из Курукшетры во Вриндаван, тогда Она говорит Себе: «Мой возлюбленный Кришна идет, поэтому Я должна украсить Свою кунджу».
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет: према не ищет собственного счастья, она всегда желает счастья своему иштадеву (поклоняемому божеству). Шримати Радхика непрестанно озадачена тем, как осчастливить Кришну. Она думает: «Если Моя кунджа будет полна пыли и грязи, Кришна придет и расстроится». Таково бхакти. Оно не преследует своих интересов. Анукульена кришнану шиланам — все наши действия должны быть направлены исключительно на счастье Кришны. Поэтому Шримати Радхика думает: «Кришна идет во Вриндаван. Если Я не приберу и не украшу Свою кунджу цветами, Кришна не будет счастлив». Ради Его наслаждения Она идет туда вместе со Своими подругами и дает им указание: «Украсьте кунджу, потому что сюда направляется Мой Пранакантха Говинда, Моя душа и сердце».
Как сакхи готовят кунджу? Они украшают ее лепестками цветов и наполняют прекрасными ароматами (сугандха) агуру и чанданы. Поэтому мы также должны умастить благовониями и украсить цветами храм своего сердца. Тогда Кришна придет и воцарится на его троне. Что символизируют эти ароматы? Сладостные слова. Если вы будете показывать Кришне, что несчастны, то Он тоже опечалится и будет плакать. Ведь према не показывает собственное несчастье. А что означают цветочные лепестки? Наше сердце должно быть очень мягким как ложе из цветов. Нельзя использовать в отношении Кришны резкие слова. Сердце должно быть павитра, чистым и мягким. Никогда не ругайте Кришну, не используйте жестких слов в Его адрес и не показывайте Ему свои проблемы. Ваша речь должна быть нежной и сладостной.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Бразилия, 14 июля 2018