Садa хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах. Он – Хари. Хари означает «Господь Хари», а также «лев». Если лев входит в пещеру, то естественно, что все другие более слабые животные, даже слоны, оставляют это место. В наших сердцах так много анартх. Эти нежелательные качества подобны слабым животным. Когда милость Шри Чайтаньи Махапрабху озаряет пещеру нашего сердца, все анартхи покидают его.
апани палабе саба шунийа гобинда раба
симха-рабе джена кари-гана
сакали випатти джабе махананда сукха пабе
джара хайа эканта бхаджана
(Шри Према-бхакти-чандрика, 2.13)
«Вожделение и его друзья, едва заслышав звук имени Говинды, немедленно обратятся в бегство подобно тому, как стадо оленей спасается бегством, услышав львиный рык. Тот, кто погружен в чистое преданное служение, ощутит величайшее счастье, и все опасности будут сметены с его пути».
Шрила Нароттама дас Тхакур объяснил это в «Шри Према-бхакти-чандрике». Так же как слон убегает, стоит ему услышать львиный рык, все плохие качества оставляют наше сердце просто при повторении говинда-намы, святого имени Господа Кришны. Харинама подобна львиному рыку, повергающего в бегство стадо слонов – вожделение, гнев и другие нежелательные качества, или анартхи, находящиеся в наших сердцах.
Самарпайитум означает, что Он непосредственно пьет сладостный нектар любви Шримати Радхики к Господу Кришне, радха-прему, что недоступно для индивидуальной души. Шри Чайтанья Махапрабху милостиво одарил каплей этой радха-премы – манджари-бхавой, или бхава-улласа-рати. Это очень важно. Даже если вы сейчас не в состоянии понять это, просто слушайте. Когда рати к Шримати Радхике выше, чем рати к Кришне, это называется бхава-улласа-рати.
Шрила Гурудев объяснял, что такое манджари-бхава. Слово сва-бхакти относится к бхакти Радхики, т.е. Ее любви к Кришне. Каматмика-бхакти, или мадхурья-раса, бывает двух видов. Один из них называется улласа-майи-рати ‒ это настроение манджари, служанок Шри Радхи. Джива никогда не сможет обрести настроение Радхики. Если даже Лалита, Вишакха и Сам Шри Кришна не могут его обрести, что тогда говорить о дживе? По своему изначальному положению джива, имеющая отношения с Кришной в мадхурья-расе, способна обрести только манджари-бхаву.
Именно Шри Чайтанья Махапрабху принес в мир это сокровенное знание. До Него не существовало бхакти-расы, рагануга-бхакти и рупануга-бхакти. Бхакти существовало, но это было вайдхи-бхакти, а не бхакти-раса. Шриман Махапрабху велел Шри Сварупе Дамодаре и Шри Раю Рамананде пролить милость на Шрилу Рупу Госвами, чтобы тот смог осознать настроение Господа и утвердить это знание во всем мире, что Рупа Госвами и сделал. Стхайибхава, постоянная трансцендентная эмоция, т.е. взаимоотношения, которые имеют манджари, называется бхава-улласа-рати. У них нет непосредственных отношений со Шри Кришной, они привязаны только к Шримати Радхике.
Что такое бхава-улласа-рати? Как правило, преданных, имеющих одинаковое настроение и схожие желания, связывает сухрид-бхава, тесная дружба. Именно поэтому нежная любовь, которую испытывают Лалита и другие сакхи по отношению к Шримати Радхике, называется сухрид-рати. Когда их сухрид-рати такая же или чуть меньше, чем их кришна-рати (привязанность к Шри Кришне), это называется санчари-бхава, или временная эмоция, сравниваемая со вздымающимися волнами, которые позднее возвращаются в океан их постоянного настроения – возлюбленных Кришны. Другими словами, когда их сухрид-рати становится идентичной волнам в океане их преобладающего влечения к Кришне, это и есть санчари-бхава. Однако в случае с манджари-сакхи их сухрид-рати к Шри Радхе и всему, что с Ней связано, значительно превышает их кришна-рати и увеличивается каждое мгновение благодаря их полному погружению в нее. Это и есть бхава-улласа-рати, особая черта мадхура-расы. Среди пяти видов сакхи только нитья-сакхи и прана-сакхи, известные как манджари, обладают этой бхава-улласа-рати, постоянной эмоцией, стхайирати. Другими словами, что касается манджари, их сухрид-рати – это уже не просто санчари-бхава. Они полны снехи, нежной любви к Шримати Радхике.
Можно видеть, что лиана всегда стремится обнять дерево, но ее листья, цветы и бутоны (манджари) даже не пытаются сделать то же самое. Когда же лиана обнимает дерево, радость этих листочков, цветов и манджари естественным образом возрастает. В Шри Вриндаване Шримати Радхика занимает высшее положение среди всех гопи. Она известна как калпа-лата (лиана, исполняющая любое желание) любви к Шри Кришне. Некоторые из Ее сакхи имеют природу листочков, некоторые – цветов, а другие – природу манджари. Именно поэтому они всегда стремятся устроить встречу Шримати Радхики с Кришной, и когда Они встречаются, их охватывает блаженство.
Шри Чайтанья Махапрабху раздавал эту прему, бхава-улласа-рати, всем живым существам, и это Его дар. Шрила Харидас Тхакур рассказывал об этом, и сердце Господа наполнялось блаженством. Шри Чайтанья Махапрабху всегда стремился слушать такую катху.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 4