Вопрос: Почему сакшад-даршан (непосредственное лицезрение) Господа ценится Вайшнавами больше, чем даршан во время медитации?
Шрила Гурудев: В «Брихад-бхагаватамрите» повествуется история о Гопа Кумаре, который в поисках своих вечных отношений с Господом посетил разные планеты. Однако ни на одной из них он не был счастлив. Однажды, оставив Джана-локу, Гопа Кумар прибыл на Тапа-локу. Обитавшие там мудрецы спросили его:
– Гопа Кумар, зачем ты перемещаешься из одного места в другое? Оставайся здесь и погрузись в медитацию, как это делаем мы. Господа невозможно увидеть материальными глазами, поскольку Он трансцендентен.
атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах
(Чайтанья-чаритамритa, Мадхья-лила, 17.136)
[«Поэтому материальными чувствами невозможно постичь святое имя Кришны, Его облик, качества и развлечения. Когда обусловленная душа пробуждает в себе сознание Кришны и посвящает себя служению Господу, повторяя языком Его святое имя и вкушая остатки Его трапезы, язык обусловленной души очищается и ей со временем открывается истинное положение Кришны».]
В этом стихе говорится, что святое имя Кришны, Его качества и деяния неотличны от Него Самого. Поэтому даршан Господа можно обрести, лишь обладая трансцендентными чувствами.
– Посмотри, – продолжили мудрецы, – мы занимаемся медитацией и в ней созерцаем Всевышнего.
Этот пример демонстрирует, что медитация – это один из способов обретения даршана Господа. Однако Шри Санатана Госвами поясняет, что преданные Кришны хотят видеть Его своими собственными глазами.
Когда Господь предстает непосредственно, а не в медитации, то появляется возможность напрямую служить Ему, исполняя Его желания. Но как обрести такой даршан? Что для этого необходимо?
Строки «ишварах парамах кришнах сат-чит-ананда-виграхах» означают, что тело Верховного Господа духовно. Отсюда следует, что непосредственное созерцание Бхагавана доступно лишь тому, кто также, как и Бог, обладает духовным телом.
Дхрува Махарадж совершал аскезы, и Господь предстал пред ним. Дхрува подумал, что видит Его своими материальными глазами, но это было не так. Благодаря милости Верховного Господа чувства Дхрувы Махараджа стали едины с энергией Бхагавана (тадатма-бхава).
Это явление можно понять на примере с железным прутом. Если прут поместить в огонь, он станет таким же горячим, как само пламя и легко подожжет все, к чему прикоснется. Подобно этому, чувства преданных, погруженных в бхаджан и садхану, соприкасаются с энергией Господа и становятся едиными с ней. Именно так, по милости Бхагавана, Дхрува смог Его увидеть.
Однако описанное состояние (тадатма-бхава) непостоянно. Если мы напитаем железный прут энергией огня, он будет действовать как огонь, но через несколько часов остынет. Именно поэтому чистые преданные, шуддха-бхакты, хотят обрести сакшад-даршан Господа, чтобы иметь возможность в своем трансцендентном теле сколь угодно служить Ему.
Пребывая в трансе, Нарада Риши обрел даршан Господа, но он никак не смог послужить Ему. Затем мудрец лишился чувств. Вернувшись в сознание и вспомнив прекрасный образ Бога, Нарада Риши взмолился:
– О Господь, пожалуйста, даруй мне Свой даршан снова.
– Нет, Нарада, – отвечал ему Бог. – В этом материальном теле ты больше не сможешь созерцать Меня. Лишь когда ты обретешь свое духовное тело, атма-деху, и вступишь в нем в Мою вечную обитель, Вайкунтху, ты сможешь увидеть Меня.
Другой пример – Билвамангала Тхакур. Получив даршан Кришны, он тем не менее не имел возможности послужить Ему и потому не был вполне счастлив.
Чистые преданные жаждут бхагавата-севы, служения Всевышнему, которое подразумевает наличие соответствующего тела (сева-упайоги-деха). Только с помощью такого тела можно служить Господу непосредственно и неограниченно по времени.
В то же время медитация – это нестабильное состояние. Другими словами, в нем невозможно пребывать постоянно. К примеру, сколько вы можете повторять свои гаятри-мантры и гопала-мантру? Возможно, несколько часов, а потом снова возвращаетесь в обычное состояние. Но когда вы обретете трансцендентное тело (атма-шариру), оно позволит вам непосредственно служить Кришне. Вот почему преданные стремятся обрести сакшад-даршан.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
3 октября 2019