Вопрос: Если повторять святые имена через силу, не будет ли от этого обратного эффекта?
Шрила Гурудев: В Шестой песни «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что повторение святого имени Господа – это уже бхакти-йога. И если даже немного практиковать бхакти-йогу, ничего дурного не придет. Харинама очень могущественна: если в момент смерти просто сказать «Криш…», – Кришне это очень понравится. И тогда, испустив вместе с этим слогом свой жизненный воздух, вы отправитесь в духовный мир. Так что не нужно бояться получить противоположный эффект. Даже если повторять святое имя через силу, это все равно очень благоприятно.
Вопрос: Значит мы можем заставлять себя воспевать святое имя, не дожидаясь, когда придет желание и вкус к этому процессу?
Шрила Гурудев: Совершенно верно, не нужно ждать. У начинающего преданного, неофита, сначала нет вкуса. Он не хочет воспевать, поэтому нужно заставлять себя это делать. Приведу пример. Допустим, ваш сын болен, а лекарство принимать не хочет, и никакие уговоры не помогают. Что вы будете делать в таком случае? Вы откроете ему рот и силой дадите лекарство. Такой же метод нужно применить и в бхакти-йоге на начальной стадии.
Восьмая шлока «Шри Упадешамриты» звучит так:
тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
кхлам найед акхилам итй упадеша-сарам
[«Преданный должен жить во Врадже и, следуя вечным обитателям Враджи, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить все свое время тому, чтобы последовательно занимать свой язык и ум повторением и памятованием имен и описаний образа, качеств и развлечений Кришны. В этом суть всех наставлений».]
Однако от уровня шраддхи до уровня ништхи у преданного нет вкуса к воспеванию святых имен Господа. Но нужно заставлять себя через силу и строго наказывать свой ум: «О ум, всегда повторяй святые имена – сада джапа харинам». Такой метод (силой заставлять себя) называется балапурвика. Его применяют вплоть до уровня ручи. Когда вы подниметесь на эту ступень бхакти, тогда придет подлинный вкус к воспеванию святых имен. Только в общении с садху возможно достичь ручи, когда у садхаки будет проявляться спонтанное и очень горячее желание воспевать харинаму. Тогда вы начнете задавать вопросы Гурудеву о том, каким образом это лучше делать, что памятовать, во что погружаться, и эти вопросы будут уместными.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Екатеринбург, 25 апреля 2008