Вопрос: В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что Его преданный никогда не погибнет, но мы видим, что иногда с преданными происходят какие-то не очень хорошие вещи, трагедии и так далее. Как это понять? В «Бхагавад-гите» говорится одно, а в жизни случается другое?
Шрила Гурудев: Попытайтесь понять, что, когда придет намабхас (тень святого имени), тогда все греховные реакции нашей деятельности ради плодов (кармы) будут разрушены. В «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет, что тень святого имени невероятно могущественна и приносит такие плоды.
Вы задали очень хороший вопрос. Часто мы видим, что преданные повторяют святые имена, но все же страдают из-за разных невзгод. Почему? Как, видя это, можно укрепляться в своей вере? Шрила Джива Госвамипад в комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху», говорит, что вся карма того, кто повторяет святые имена, разрушается, но Кришна вновь дает ему плоды кармы, чтобы у такой личности возросла уткантха, или желание придти к Нему. Если вы хотите освобождения, мукти, добиться этого очень просто, равно как и попасть на Вайкунтху. Но если вам хотелось бы обрести кришна-прему, тогда нужно очень глубокое стремление. По этой причине Кришна вернет вам карму, ведь вы не можете жить в этом теле без результатов своей деятельности. И когда она придет, вы будете страдать, и ваше стремление повторять харинаму и достичь Кришну будет возрастать. Повторение святых имен отвлекает преданных от размышления о своих страданиях, они думают, как достичь кришна-премы, переключая на это свое внимание.
Если вы хотите, чтобы Кришна дал вам освобождение, Он даст вам его, и даже отправит вас на Вайкунтху. Аджамила произнес имя своего сына Нараяны, благодаря чему все виды его кармы и пять видов клеш – авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша – были разрушены. Но если вы хотите кришна-прему, то должны совершать бхаджан и садхану. Хотите получить серьезное образование? Поступите в университет и сдайте экзамены. Если же вас устраивает быть просто рабочим, не надо ничем жертвовать. Достаточно закончить школу и найти несложную работу. Чего вы хотите? Стать дворником или профессионалом своего дела?
Итак, когда вы будете предпринимать усилия, тогда придет уткантха (стремление), а за ней и дайнья (смирение). Если вы не будете страдать, то и смирения не будет. В молитвах Вритрасуры ясно говорится: «Пусть я тысячи раз получу рождение в этом материальном мире! О Господь, пожалуйста, одари меня Своей милостью, чтобы я всегда общался с Твоими преданными, потому что я хочу получить эту возвышенную враджа-прему!» Джива Госвамипад в своем комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху», очень доступно изложил одну мысль. Возвышенный преданный не страдает. Мы же смотрим на него со своего несовершенного видения каништха-адхикари и думаем, что он переживает невзгоды, но на самом деле преданный полностью погружен в кришна-наму и кришна-катху.
Кришна одновременно совершает два вида лил. С одной стороны Он убивает демонов, потому что те смотрят на преданных и говорят: «Эти преданные совершают бхаджан и садхану и страдают, а мы ничего не делаем, и нам хорошо». Поэтому Кришна убирает этих демонов подальше. С другой стороны Он совершает Свои сладостные лилы, одаривая Своих преданных мадхурья-премой.
Повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В этой жизни вы должны дойти до уровня, когда все греховные плоды вашей деятельности уйдут. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Если ты не успел достичь совершенства в этой жизни, то в следующей ты примешь рождение в богатой семье возвышенного преданного, и тогда, совершая бхаджан и садхану, придешь ко Мне». Попытайтесь это понять. Сегодня или завтра, так или иначе, нам придется расстаться с этим телом. Оно временное, и только душа переходит из одного тела в другое.
Кришна все устроит для нас. Гурудев говорил в своей лекции: «Почему вы боитесь смерти? Не бойтесь ее! Если я дам вам новые, чистые одежды, что вы сделаете? Избавитесь от старых». Когда приходит страдание, тогда приходит смирение:
Тат те нукампам су самикшамано. Любое страдание нужно воспринимать как милость Господа. Преданный всегда полон смирения. Он думает, что в своей жизни не совершал бхаджан и садхану, и поэтому к нему приходят невзгоды. Но возвышенные преданные еще и понимают, что к ним таким образом пришла милость Господа.
Вопрос: Как же тогда понимать слова Кришны, что Его преданный никогда не погибнет?
Шрила Гурудев: Так и понимать. Он и правда никогда не погибнет.
Шрила Гурудев: Попытайтесь понять, что, когда придет намабхас (тень святого имени), тогда все греховные реакции нашей деятельности ради плодов (кармы) будут разрушены. В «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет, что тень святого имени невероятно могущественна и приносит такие плоды.
Вы задали очень хороший вопрос. Часто мы видим, что преданные повторяют святые имена, но все же страдают из-за разных невзгод. Почему? Как, видя это, можно укрепляться в своей вере? Шрила Джива Госвамипад в комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху», говорит, что вся карма того, кто повторяет святые имена, разрушается, но Кришна вновь дает ему плоды кармы, чтобы у такой личности возросла уткантха, или желание придти к Нему. Если вы хотите освобождения, мукти, добиться этого очень просто, равно как и попасть на Вайкунтху. Но если вам хотелось бы обрести кришна-прему, тогда нужно очень глубокое стремление. По этой причине Кришна вернет вам карму, ведь вы не можете жить в этом теле без результатов своей деятельности. И когда она придет, вы будете страдать, и ваше стремление повторять харинаму и достичь Кришну будет возрастать. Повторение святых имен отвлекает преданных от размышления о своих страданиях, они думают, как достичь кришна-премы, переключая на это свое внимание.
Если вы хотите, чтобы Кришна дал вам освобождение, Он даст вам его, и даже отправит вас на Вайкунтху. Аджамила произнес имя своего сына Нараяны, благодаря чему все виды его кармы и пять видов клеш – авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша – были разрушены. Но если вы хотите кришна-прему, то должны совершать бхаджан и садхану. Хотите получить серьезное образование? Поступите в университет и сдайте экзамены. Если же вас устраивает быть просто рабочим, не надо ничем жертвовать. Достаточно закончить школу и найти несложную работу. Чего вы хотите? Стать дворником или профессионалом своего дела?
Итак, когда вы будете предпринимать усилия, тогда придет уткантха (стремление), а за ней и дайнья (смирение). Если вы не будете страдать, то и смирения не будет. В молитвах Вритрасуры ясно говорится: «Пусть я тысячи раз получу рождение в этом материальном мире! О Господь, пожалуйста, одари меня Своей милостью, чтобы я всегда общался с Твоими преданными, потому что я хочу получить эту возвышенную враджа-прему!» Джива Госвамипад в своем комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху», очень доступно изложил одну мысль. Возвышенный преданный не страдает. Мы же смотрим на него со своего несовершенного видения каништха-адхикари и думаем, что он переживает невзгоды, но на самом деле преданный полностью погружен в кришна-наму и кришна-катху.
Кришна одновременно совершает два вида лил. С одной стороны Он убивает демонов, потому что те смотрят на преданных и говорят: «Эти преданные совершают бхаджан и садхану и страдают, а мы ничего не делаем, и нам хорошо». Поэтому Кришна убирает этих демонов подальше. С другой стороны Он совершает Свои сладостные лилы, одаривая Своих преданных мадхурья-премой.
Повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В этой жизни вы должны дойти до уровня, когда все греховные плоды вашей деятельности уйдут. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Если ты не успел достичь совершенства в этой жизни, то в следующей ты примешь рождение в богатой семье возвышенного преданного, и тогда, совершая бхаджан и садхану, придешь ко Мне». Попытайтесь это понять. Сегодня или завтра, так или иначе, нам придется расстаться с этим телом. Оно временное, и только душа переходит из одного тела в другое.
Кришна все устроит для нас. Гурудев говорил в своей лекции: «Почему вы боитесь смерти? Не бойтесь ее! Если я дам вам новые, чистые одежды, что вы сделаете? Избавитесь от старых». Когда приходит страдание, тогда приходит смирение:
тат те ’нукампам су-самикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-вааг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак
(Шримад-бхагаватам, 10.14.8)
[«Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом.»]
Тат те нукампам су самикшамано. Любое страдание нужно воспринимать как милость Господа. Преданный всегда полон смирения. Он думает, что в своей жизни не совершал бхаджан и садхану, и поэтому к нему приходят невзгоды. Но возвышенные преданные еще и понимают, что к ним таким образом пришла милость Господа.
Вопрос: Как же тогда понимать слова Кришны, что Его преданный никогда не погибнет?
Шрила Гурудев: Так и понимать. Он и правда никогда не погибнет.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Екатеринбург, 23 апреля 2008