Вопрос: Как ученик сможет определить, что готов принять дикшу?
Шрила Гурудев: Каково значение дикши, второго посвящения? На санскрите это слово состоит из частей «ди» и «кша». «Ди» означает «дивья гьяна», трансцендентное знание, а «кша» означает то, что все грехи будут уничтожены из вашего сердца.
дивйам гйанам йато дадхйат, курйат папа са санкшайам
(Бхакти-сандарбха, 283)
[Дивья-гьяна — это содержащееся в мантре трансцендентное знание, которое раскрывает садхака-дживе образ и личность Верховного Господа.]
Таково определение дикши. Это означает, что в результате вы полностью освободитесь от греховной деятельности и достигнете знаний о взаимоотношениях с Кришной. Однако, дикша не будет завершенной за один день. Ученик зачислен в школу, он учится в ней, но его обучение не завершится за один день. Оно закончится, когда ученик получит документ об окончании обучения. Это будет означать, что он получил все необходимые знания. Но если имя ученика просто внесли в списки учащихся школы, это не значит, что он достиг уровня магистранта. Дикша будет полностью завершенной, когда вы достигнете уровня бхавы и премы.
Сейчас вы только на пути обретения этой инициации. Получая дикша-мантры от Гуру, вы становитесь учеником. Понимаете? Шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава и према – такова последовательность нашей духовной практики.
Когда вы взойдете на уровень бхава-даши, ваша дикша будет завершенной. Сейчас она развивается шаг за шагом. То есть, как я уже сказал, вначале вы поступаете в начальную школу, затем в среднюю школу, колледж, университет и магистратуру. Ваше посвящение считается завершенным, когда вы закончите обучение в университете. Начальная стадия вашего уровня зовется шраддхой (верой). Есть нама-дикша и мантра-дикша. Нама-дикша это когда вы получаете харинаму от Гуру, затем следует мантра-дикша, когда вы получаете гаятри-мантры от Гуру. Так, шаг за шагом, вы развиваетесь в воспевании своих дикша-мантр, и ваша дикша будет завершенной на уровне бхава-даши.
Существует анустханика-дикша и парамартхика-дикша. Анустханика-дикша означает, что у вас есть вера, и вы обращаетесь к Гуру, чтобы обрести харинаму, посвящение в святое имя. Другими словами, анустханика – это установление платформы. Затем вы предлагаете свою веру Гуру и Кришне. Далее следует парамартхика-дикша, процесс слушания хари-катхи. В результате у вас глубоко в сердце развивается вера, вы следуете четырем принципам, правилам священных писаний, и к вам приходит знание о взаимоотношениях с Господом (самбандха-гьяна). Постоянное воспевание гуру-мантры развивает взаимоотношения с Гуру и Кришной. Вы должны понимать что это не однодневный процесс, необходимо следовать ему шаг за шагом, но все зависит от вашей веры (шраддхи). Поэтому в «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что у кого есть шраддха, тот квалифицирован развивать чистое преданное служение Господу. Понимаете? Иначе будет только анустханика, внешнее проявление, но вы должны развивать знания о взаимоотношениях в глубине вашего сердца. Оба процесса необычайно могущественны – как анустханика, так и парамартхика, но их развитие постепенно.
В соответствии с определением ведической культуры, в начале преданный имеет зыбкую веру. У обусловленных душ обыкновенная шраддха, она очень слаба, но постоянное общение с садху, слушание хари-катхи делает ее сильной. Поэтому слушайте хари-катху, воспевайте харинаму, повторяйте гаятри-мантры – тогда ваша дикша станет завершенной.
Сейчас ваша дикша это анустханика-дикша, она соответствует уровню вашей веры. Таков процесс. У вас должна быть вера в наставления садху и шастр. «Тот, кто дает мне дикшу – мой вечный господин». Такой должна быть ваша вера. Она будет созревать все больше и больше, проходя стадии садху-санги, бхаджана-крии, анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти – вплоть до уровня бхавы.
Никогда не оставляйте Гуру и харинаму. Харидас Тхакур говорил: «Если вы разрежете мое тело на тысячи кусочков, я все равно не оставлю харинаму, воспевание святого имени».
Гаура-премананде! Хари бол!
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
24 сентября 2019