Всегда нужно говорить правду. Но иногда в нашей духовной жизни бывают обстоятельства, в которых: скажешь истину – придут невзгоды, солжешь – сможешь защититься. Хотя так бывает не всегда.
В Упанишадах приводится одна история. Однажды садху отправился на берег реки и нашел там пузырек с жидким лекарством. Он подумал: «О! Хороший пузырек! Я могу его использовать как флягу, но мне нужно вылить эту жидкость». Когда он открыл эту бутылочку, из нее густыми клубами повалил дым.
– Боже мой, что теперь будет? – подумал садху, продолжая наблюдать.В Упанишадах приводится одна история. Однажды садху отправился на берег реки и нашел там пузырек с жидким лекарством. Он подумал: «О! Хороший пузырек! Я могу его использовать как флягу, но мне нужно вылить эту жидкость». Когда он открыл эту бутылочку, из нее густыми клубами повалил дым.
Через несколько секунд из бутылки вышел огромный демон и спросил:
– Ты знаешь, кто я такой? Я демон. Один человек засадил меня в эту бутылку, и долгие годы я был в заточении. Но сейчас благодаря тебе я на свободе и очень тобой доволен. Я убью тебя! Но перед этим я исполню любое твое пожелание, кроме одного. Можешь просить все, что хочешь, но не проси сохранить тебе жизнь.
Садху был очень умным. Выслушав демона, он сказал:
– Хорошо. Можешь меня убить – не страшно, но дай мне одно благословение.
– Чего ты хочешь?
– Твое тело такое огромное! Я не понимаю, как ты смог уместиться в этой бутылке? Этот вопрос не дает мне покоя. Пожалуйста, заберись туда опять, чтобы я увидел, как ты там помещаешься.
– Ха-ха! И это все, что ты хочешь?
– Да, я хочу знать, каким образом ты находился в этой бутылке, имея такое огромном тело?
– Ты глупый человек: столько всего мог пожелать, а просишь такую безделицу. Хорошо, я дам тебе это благословение. Смотри.
И в ту же минуту весь дым через отверстие вошел в бутылку. Садху быстро завинтил пробку и бросил пузырек в воду.
Если демоническим личностям говоришь правду, это приводит к трудностям в духовной жизни. Правда или нет?
В Упанишадах также объясняется, что такое дхарма. Кришна говорит:
ман-нимиттам критам папам апи дхармайа калпате
мам анадритйа дхармо апи папам сйан мат-прабхаватах
мам анадритйа дхармо апи папам сйан мат-прабхаватах
(Стих из «Падма-пураны» приведенный в «Бхакти-сандарбхе».)
[«Грехи, совершаемые ради Меня, превращаются в благочестивую деятельность. А благочестивая деятельность, совершаемая без поклонения Мне, по воле Моей энергии, становится грехом».]
Совершать варнашрама-дхарму, отвернувшись от Меня, – это тоже греховная деятельность. Но если ты повернешься ко Мне, это называется сва-дхармой.
Что это означает? Изначальная сущность дхармы – это принять прибежище у лотосных стоп Кришны. Но если, оставив Кришну, совершать любую благочестивую деятельность, быть правдивым и благочестивым, это все не дхарма, это адхарма. Понимаете?
В «Махабхарате» приводится объяснение, что такое дхарма. Дхарма означает предаться лотосным стопам Говинды, принять прибежище у Его лотосных стоп и таким образом совершать какую-то деятельность, поддерживать свою жизнь. Честность – это, конечно, лучшая политика, но все равно это не является дхармой.
чари варнаш рами йади кр̣шн̣а нахи бхадже
сва-карма карите се раураве пади мадже
сва-карма карите се раураве пади мадже
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.26)
[«Последователи системы варнашрамы следуют принципам, регламентирующим жизнь четырех сословий (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четырех духовных укладов (брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси). Однако, даже если человек исполняет обязанности, предписанные для этих сословий и укладов, но не занят трансцендентным служением Кришне, он неминуемо окажется в адских условиях материального существования».]
В «Чайтанья-чаритамрите» очень ясно говорится о четырех варнах и четырех ашрамах. Если даже следовать варнашрама-дхарме идеальным образом, но не совершать садхану и бхаджан Кришне, все равно отправишься в ад. Необходимо принять прибежище у стоп Говинды и практиковать нама-санкиртану.
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Екатеринбург, 22 апреля 2008
Екатеринбург, 22 апреля 2008