Четыре вида наяков являются преобладающими:
(1) Дхира-шанта – уравновешенный и терпеливый, как Юдхиштхира Махарадж.
(2) Дхиродатта – серьезный, благородный и смиренный, как Господь Рамачандра.
(3) Дхироддхата – гордый и вспыльчивый, как Бхимасена.
(4) Дхира-лалита – беззаботный и веселый, как Камадев (Купидон) или Кришна.
Кришна во Врадже – дхира-лалита наяка, непревзойденный герой паракии.
(1) Дхира-шанта – уравновешенный и терпеливый, как Юдхиштхира Махарадж.
(2) Дхиродатта – серьезный, благородный и смиренный, как Господь Рамачандра.
(3) Дхироддхата – гордый и вспыльчивый, как Бхимасена.
(4) Дхира-лалита – беззаботный и веселый, как Камадев (Купидон) или Кришна.
Кришна во Врадже – дхира-лалита наяка, непревзойденный герой паракии.
видагдхо нава-тарунйах
парихаса-вишарадах
нишчинто дхира-лалитах
шйат прайах прейаси-васах
парихаса-вишарадах
нишчинто дхира-лалитах
шйат прайах прейаси-васах
(Бхакти-расамрита-синдху, 2.1.230)
«Дхира-лалита – это очаровательный, вечно юный беззаботный шутник, искусный в расе и находящийся во власти нежной любви Своих подружек».
Дхира-лалита обладает четырьмя особенностями:(1) Видагдхата – опытен в наслаждении вкусами любви.
(2) Нава-тарунья – находится в преддверии юности.
(3) Парихаса-вишарада – находчивый и остроумный шутник.
(4) Нишчинтата – свободен от беспокойств.
Видагдха – в совершенстве владеет всеми видами искусств (кала). Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Кави Карнапур объясняют, что видагдха означает быть опытным в шестидесяти четырех видах искусств, особенно в према-кале, искусстве супружеской любви, включающем умение разговаривать с возлюбленной. В «Гопи-гите» говорится:
мадхурайа гира валгу-вакйайа
будха-маноджнайа пушкарекшана
видхи-карир има вира мухйатир
адхара-сидхунапйайайасва нах
будха-маноджнайа пушкарекшана
видхи-карир има вира мухйатир
адхара-сидхунапйайайасва нах
(Ш.-Б., 10.31.8)
«О Лотосоокий, мы смущены Твоим сладостным голосом и чарующими словами, крадущими сердца даже тех, кто мудр и искушен в расе. О герой, мы, гопи, – Твои служанки, исполняющие все Твои желания. Пожалуйста, верни нас к жизни, позволив испить божественный нектар Твоих уст».
Мадхурайа-гира – Шри Кришна владеет искусством говорить сладостные слова. Валгу-вакйайа – Он использует очень красивые, романтичные и чарующие слова. Пушкарекшана – Он бросает обворожительные, исполненные любви взгляды из уголков Своих лотосных глаз. Видагдхата включает все эти качества.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что видагдха относится к тому, кто обладает кала-виласа-наипуньей, т.е. опытен в различных према-калах (искусствах любви). Особенно Шри Кришна очаровывает сердца гопи Своими сладостными, красноречивыми словами.
Мадхурайа-гира – Шри Кришна владеет искусством говорить сладостные слова. Валгу-вакйайа – Он использует очень красивые, романтичные и чарующие слова. Пушкарекшана – Он бросает обворожительные, исполненные любви взгляды из уголков Своих лотосных глаз. Видагдхата включает все эти качества.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что видагдха относится к тому, кто обладает кала-виласа-наипуньей, т.е. опытен в различных према-калах (искусствах любви). Особенно Шри Кришна очаровывает сердца гопи Своими сладостными, красноречивыми словами.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 2