Шрила Харидас Тхакур указывает на то, что Кришна – сарва-шактиман (всемогущий), а Шримати Радхика – шакти (энергия). Нет разницы между шакти и шактиманом, обладателем энергии.
«Веданта-сутра» утверждает: шакти шакти-матайор абхедах. Энергия и источник энергии неотличны. Другими словами, энергии Кришны и Сам Кришна неотличны.
радха – пурна-шакти, кришна – пурна-шактиман
дуи васту бхеда наи, шастра-парамана
(Ч.-ч., Ади, 4.96)
«Шри Радха – это абсолютная энергия, а Господь Шри Кришна – владыка этой энергии. Они неотличны друг от друга, о чем свидетельствуют богооткровенные писания».
Необходимо понимать эту философию при обсуждении нама-расы. Кришна – сарва-шактиман, верховный наслаждающийся, который дает наслаждение всем живым существам.
Ранее мы говорили о четырех составляющих расы: вибхаве, анубхаве, саттвике и вьябхичари.
Вибхава является причиной, вызывающей рати. У нее есть два аспекта: аламбана (то, что поддерживает рати) и уддипана (то, что стимулирует рати). Мелодия флейты Кришны – пример уддипаны, а Сам Господь Кришна – пример аламбаны.
Аламбана бывает двух видов: ашрая-аламбана (обитель любви к Кришне) и вишая-аламбана (объект любви). Кришна – это вишая-аламбана, а Шримати Радхика – ашрая-аламбана.
Кришна – верховный наслаждающийся. Он наслаждается всеми видами настроений, проявляющихся в сердцах Его преданных. Для этого Кришна проявляет Себя во многих образах на Вайкунтхе, в Айодхье, Двараке и Вриндаване. Даже на Голоке Вриндаване тот же Кришна являет Себя перед различными преданными в разных обликах. Когда Он желает наслаждаться ватсалья-бхавой, настроением родительской любви, Он предстает перед мамой Яшодой и Нанда Бабой то как семилетний мальчик, то как ребенок от одного года до пяти лет.
Желая наслаждаться сакхья-бхавой, настроением дружбы, Кришна являет образ мальчика в отроческом возрасте от семи до девяти лет и играет со Своими друзьями Субалом и Шридамой. А когда Кришна хочет вкусить мадхурью, настроение возлюбленных, Он предстает в облике юноши одиннадцати-тринадцати лет. В «Сандарбхе», глубоко-духовном философском научном трактате, Джива Госвамипад описывает этот юношеский образ, кишора-рупу:
шйамам эва парам рупам
пури мадху-пури вара
вайах каишоракам дхйейам
адйа эва паро расах
(Ч.-ч., Мадхья, 19.106)
«Образ Шьямасундары – наивысший образ; город Матхура – величайшая обитель; цветущая юность Господа Кришны – постоянный объект медитации; а вкус супружеской любви – наивысший вкус».
Рагхупати Упадхьяя объясняет, что изначальный образ Кришны – это Его юношеский образ, поскольку мадхурья-раса включает в себя все остальные расы. Когда Кришна хочет наслаждаться различными видами рас, Он с помощью Йогамайи проявляет различные облики, чтобы ощутить различные вкусы взаимоотношений со Своими преданными.
Сидя на коленях мамы Яшоды, Он наслаждается ватсалья-бхавой ее сердца. С гопи Он играет, приняв облик юноши. Благодаря Своей ачинтья-шакти (непостижимой энергии) или агхатана-гхатана-шакти (энергии, которая делает невозможное возможным) Кришна может проявлять множество образов одновременно, что невозможно для дживы. Как объяснил Рупа Госвамипад, восприятие преданных зависит от их индивидуального видения. Однажды, когда мама Яшода кормила Кришну грудью, Кундалата сказала ей: «Ночью твой сын совершает танец раса с гопи». Однако поскольку мама Яшода находится в настроении ватсальи, она не понимает, что в действительности представляет собой танец раса. В соответствии со своим настроением ватсальи она думает, что ее сын невинно держится с гопи за ручки, танцует и поет с ними, или просто обнимает и целует их, как это обычно делают, играя, маленькие дети. Так мама Яшода наслаждается, думая о Его невинных детских играх.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 2