Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что в бхаума-врадже Йогамайя и Вринда-деви устраивают все необходимое для лил Радхи и Кришны. В «Шри Харинама-чинтамани» он цитирует разговор из «Шри Чайтанья-чаритамриты» между Шрилой Раем Раманандой и Господом Чайтаньей Махапрабху:
атаэва гопи-бхава кари ангикара
ратри-дина чинте радха-кришнера вихара
сиддха-дехе чинти' каре таханни севана
сакхи-бхаве пайа радха-кришнера чарана
гопи-анугатйа вина аишварйа-джнане
бхаджилеха нахи пайа враджендра-нандане
(Ч.-ч., Мадхья, 8.228-230)
«Таким образом, служа Шри Радхе и Кришне, необходимо принять настроение гопи, и в этом трансцендентном умонастроении всегда памятовать об Их играх. После того как преданный полностью избавится от материального загрязнения, постоянно медитируя на Шри Шри Радху-Кришну и Их игры в течение долгого времени, он перенесется в духовный мир. Там он получит возможность служить Шри Радхе и Кришне в качестве одной из гопи. Если не следовать по стопам гопи, невозможно обрести служение лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа. Если же преданный не в состоянии превзойти знание о величии Господа, он не сможет достичь Его лотосных стоп, даже совершая преданное служение».
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» наставления Шрилы Рая Рамананды начинаются со слов атаэва гопи-бхава – «день и ночь необходимо памятовать враджа-лила-катху, повествования об играх Шри Кришны во Врадже».
«Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Преданный, склонный к мадхурья-расе, должен стать гопи, пастушкой, и принять руководство старшей враджа-гопи. Это произойдет тогда, когда его сердце украсят одиннадцать трансцендентных бхав :
1) самбандха (взаимоотношения);
2) ваяса (возраст);
3) нама (имя);
4) рупа (свой облик и красота);
5) ютха (группа);
6) веша (наряд);
7) агья (особые наставления);
8) васа (местожительство);
9) сева (конкретное служение);
10) паракаштха-шваса (высочайшее проявление эмоции, являющейся самим ее жизненным дыханием);
11) палья-даси-бхава (настроение служанки, находящейся под покровительством Шри Радхи)».
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Шри Харинама-чинтамани», что это очень сокровенная тема. Сначала необходимо осознать свои собственные взаимоотношения (самбандху) с Господом Кришной. Нужно развивать самбандха-гьяну, знание о взаимоотношениях. Поэтому сначала примите прибежище у лотосных стоп Шри Шри Радха-Мадана-мохана. В Гаудия-сампрадайе существует три главенствующих виграхи (Божества), которые очень важны: Мадана-мохан, Говинда и Гопинатха.
эи тина тхакура гаудийаке карийачхена атмасат
э тинера чарана вандон, тине мора натха
(Ч.-ч., Ади, 1.19)
«Эти три Божества Вриндавана (Мадана-мохан, Говинда и Гопинатха) являются сердцем и душой всех Гаудия Вайшнавов (последователей Господа Чайтаньи). Я поклоняюсь Их лотосным стопам, ибо Они повелители моего сердца».
Мадана-мохан является главенствующим Божеством самбандха-гьяны – самбандха-гьяна-адхиштхатри-деватой. Поэтому садхака сначала принимает прибежище у лотосных стоп Мадана-мохана. Он – самбандха-гьяна-прадата, Тот, кто дарует самбандха-гьяну.
Абхидхея-адхиштхатри-деватой является Говиндадев, главенствующее Божество деятельности в преданном служении в соответствии со взаимоотношениями (абхидхеей).
Прайоджана-адхиштхатри-девата – это Гопинатха, господствующее Божество достижения конечной цели.
Поэтому садхака сначала должен постичь самбандху, знание о своих взаимоотношениях со Шримати Радхикой и Кришной. Затем осознать ваясу, возраст своего вечного духовного тела, и наму (имя). Каждая джива имеет свое духовное имя. Какое имя? Вы пока не знаете. Вы знаете только имена тел, но не имеете представления об атма-наме – своем вечном имени. Вам известны имена Лалита, Вишакха, Рупа Манджари и Рати Манджари. Если Лалита или Вишакха спросят: «Как твое имя?», что вы им ответите? Знаете ли вы его? Нет.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 6