хантайам адрир абала хари-даса-варйо
йад рама-кришна-чарана-спараша-прамодах
манам таноти саха-го-ганайос тайор йат
панийа-суйаваса-кандара-кандамeлаих
(Шримад-Бхагаватам, 10.21.18)
«О сакхи! Этот Гирирадж Говардхан – лучший преданный Шри Хари. Как он удачлив! Разве вы не видите, как ликует он, чувствуя прикосновение лотосных стоп Шри Кришны, нашего прана-валлабхи, который дороже нам собственной жизни, и наянабхирама Шри Баладевы, источника радости для глаз? Кто может в полной мере прославить его удачу? Только посмотрите, с каким радушием он принимает коров и друзей Кришны и Баларамы! Он предлагает им прохладную, чистую и сладкую воду для того, чтобы омыться и утолить жажду, нежную, зеленую траву для коров, пещеры для отдыха и разнообразные плоды и съедобные коренья. Воистину этот Гирирадж Говардхан благословен».
Этот стих был произнесен Шримати Радхикой. Пребывая в изумлении, Она сказала: «Гирирадж Говардхан – наивысший слуга нашего возлюбленного Говинды, потому что он служит Кришне своим телом, умом, речью, так же как влюбленный служит своей возлюбленной».
Йад рама-кришна-чарана-спараша-прамодах – когда Кришна взобрался на вершину Гирираджа Говардхана, от прикосновения Его лотосных стоп по телу Гирираджа Говардхана пробежала дрожь и появились мурашки (романча) – его волосы встали дыбом. В нем проявилось экстатическое настроение (саттвика-викара).
Шримати Радхика, видя деревья на вершине Гирираджа Говардхана, думает, что это его вставшие дыбом волосы. Таково видение уттама-бхагаваты: маха-бхагавата не видит грубых материальных форм.
Когда же вода стекает с вершины Гирираджа Говардхана, Шримати Радхика думает, что это слезы льются из его глаз.
Панийа-суйаваса-кандара-кандамeлаих – Гирирадж Говардхан предоставляет множество кореньев, плодов, цветов и таких подношений, как саугандхика-шила, благоухающие камни. Если намочить такой камень, а потом потереть, то можно получить различные краски. Гопи украшают Кришну с помощью этих красок, нанося их точками на Его лицо.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что возвышенный, совершенный преданный не воспринимает грубые материальные объекты. Когда уттама-бхагавата видит молодую девушку, он думает, что она пришла с Голоки Вриндаваны, и погружается в памятование тех игр.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 5