Вопрос: Говорится, что в духовном мире только Кришна является единственным Пурушей, т.е. мужского рода, а все остальные женского рода. Но там есть мальчики-пастушки, Нанда Махарадж. Получается, они тоже женского рода?
Шрила Гурудев: Духовный мир так разнообразен! Там очень много духовных планет. Их обитатели обладают множеством настроений, и Кришна наслаждается вкусами этих настроений. На Голоке Вриндаване есть те, кто находится в настроении мадхурьи. Это гопи, и они принадлежат к женскому полу. Также там есть представители дасья-, сакхья- и ватсалья-расы. Они могут быть как мужского, так и женского рода. Однако мужское начало, единственный, кто наслаждается - это Кришна, а все остальные приносят наслаждение Кришне, служа Ему.
Если рассуждать с точки зрения раса-таттвы, то Кришна - это вишая-виграха, Верховный Наслаждающийся. Помимо Кришны все остальные являются ашрая-таттвой, или теми, кто приносит наслаждение Господу. Там нет такого, что кто-то ищет счастья себе - все преданные в духовном мире хотят, чтобы Кришна был счастлив. Поэтому Шрила Рупа Госвамипад говорит во вступительной шлоке к «Бхакти-расамрита-синдху», что Кришна является вместилищем всех трансцендентных вкусов, рас. Он - акхила-расамрита-синдху, океан трансцендентных вкусов, любви и привязанности. Непостижимое качество Господа - это то, что Он заключает в Себе как вишаю, так и ашраю. С помощью Своей непостижимой энергии Господь проявляется во многих образах. Вначале Он проявляет Свою энергию хладини-шакти-сварупини, Шримати Радхику. Нет никакой разницы между шакти, энергией, и шактиманом, ее обладателем. Кришна является тем, из кого исходят все энергии, шакти. Он вместилище всех энергий, покоящихся внутри Него.
Если что-то имеет место быть, это значит, что внутри него заключена энергия. Она бывает проявленной, мурта, и непроявленной, амурта. Например, у вас есть энергия ходить, и поэтому вы ходите. Но, допустим, сейчас вы сидите. Где находится в этот момент та энергия, которая позволяет вам передвигаться? Внутри вас. Когда к вам приходит желание, куда-то пойти, то вы просто встаете и идете. Захотели - и желание осуществилось. Что это значит? Что вы обладаете иччха-шакти, энергией, рождающей желания.
У Господа тоже есть такая энергия. Как-то раз Он размышлял: «Я один, но хочу проявиться во многих образах». Он пожелал чего-то - и желание исполнилось. Кришна - это акхила-расамрита-синдху. Он хочет наслаждаться всевозможными расами (вкусами). Как это происходит? Энергия желания Кришны проявляется во множестве образов. Эта энергия, исполняющая все желания Кришны, есть никто иная, как Шримати Радхика, Его внутренняя потенция.
Когда Кришна хочет вкусить сакхья-бхаву, то ачинтья-шакти проявляет мальчиков-пастушков. Кто такие Субал, Шридам? Они неотличны от Кришны, который хочет наслаждаться дружескими отношениями. А кто такие гопи? Это тоже Сам Кришна в их образах. В «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шукадева Госвамипад объясняет, как во время танца раса Кришна обнимает и целует гопи. На самом деле, эти девушки неотличны от Него Самого. Если вы будете внимательно изучать «Шримад-Бхагаватам», то все это поймете. Там очень ясно объясняется, что Сам Кришна проявляется в многообразии гопи. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок играет с собственной тенью. Кто такие Лалита, Вишакха, Радхарани, Чандравали? Это Кришна. Таким образом, Он обнимает и целует Самого Себя.
В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, как Господь наслаждался любовью с женами пастухов. Он пришел в этот мир, чтобы восстановить дхарму и установить правила и предписания. Тогда почему Он наслаждается, обнимает и целует чужих жен? Чтобы ответить на этот вопрос, «Шримад-Бхагаватам» раскрывает личностей гопи, говоря, что они - это Сам Господь Кришна.
Однажды Кришна пребывал один на берегу Ямуны под деревом баньяна, и в Его сердце вошло непреодолимое желание совершать лилы. Правая рука Кришны затрепетала, и из нее изошел Баладева Прабху. В другую кальпу из той же руки проявился Садашива. Затем через несколько минут левую руку Кришны охватила дрожь, и из нее вышла прекрасная, юная девушка, которая тут же бросилась бежать. Ее зовут Радха. Что значит это имя? «Та, за кем с огромной любовью мчится Господь Кришна». Кто же Она такая? Сам Кришна! Он бежит за Ней, настигает Ее, и увлекает за Собой на прежнее место на берегу Ямуны.
Шримати Радхика может исполнить абсолютно все желания Кришны, но без множества спутниц Он не будет счастлив. Поэтому Она проявляет миллионы других гопи. Затем Кришна являет танец раса со всеми ими.
Во время омовения, вы намыливаете одной рукой другую, и наоборот. Точно так же Кришна проявляет множество лил с гопи. Он обнимается и целуется, но с кем? С Самим Собой. Поэтому в этом нет никакой проблемы. Обусловленные души думают с укором: «Вот, Кришна гуляет, обнимается с чужими женами, это нехорошо». Но Кришна является Йогешварой Бхагаваном. Один йог может проявить множество образов с помощью своей мистической силы, как, например, Саубари Риши. Вы знаете эту историю? Он хотел жениться на пятидесяти дочерях царя Мандаты, но те его отвергли. Тогда Саубари Риши проявился в образе очень красивого, привлекательного юноши, и те же царевны тут же захотели выйти за него замуж. Поэтому йогу пришлось проявить пятьдесят одинаковых образов. Так же и Кришна проявляет множество форм гопи, неотличных от Него. Он может предстать в образе мужчины или женщины. Женский образ Кришны - это Мохини. Шиваджи обезумел, увидев Ее, и помчался за Ней.
Кришна может вкушать любые настроения, потому что Он является одновременно как ашрая-таттвой, так и вишая-таттвой. Встречаясь вместе, эти таттвы дают рождение трансцендентным вкусам. В материальном мире все обусловленные дживы являются ашрая-таттвой. Как возможно, чтобы две ашрая-таттвы положили начало трансцендентным вкусам? В этом мире у джив есть мужские и женские тела, но когда они встречаются вместе, раса не проявляется, потому что как те, так и другие являются ашрая-таттвой. Они просто наслаждают свои чувства, но их души остаются невовлеченными.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Одесса, 30 августа 2018