Кто из вас, присутствующих здесь, слышал о «Шримад Бхагавад-гите»? Сегодня я буду говорить об этом. «Бхагавад-гита» — это одна из частей «Махабхараты», входящая в «Бхишмапарву». 18 глав «Бхишмапарвы» (с 42 по 60) называются «Бхагавад-гитой». В этой книге содержится суть всех Вед, Пуран и Упанишад. В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна дает Арджуне множество наставлений, рассказывая ему о восемнадцати видах йоги. Что значит слово «йога»? Оно означает связь с Богом, воссоединение с Ним. Обусловленные души забыли Господа. Как же им снова прийти к Нему?
кришна бхули сеид жива анади-бахирмукха
атаева майа таре дейа самсара-дукха
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.117)
Характерной чертой обусловленных душ является то, что они забыли Кришну. По этой причине они блуждают в одном и том же цикле повторяющихся рождений и смертей. Майя, иллюзорная энергия Кришны, посылает обусловленным душам огромное количество наказаний. В «Бхагавад-гите» обсуждаются все эти темы, а также там описывается природа души, ума и тела. По этой причине я вновь и вновь напоминаю вам, что мы не являемся телом, но душой. Пока атма, душа находится в теле, оно жизнеспособно. Но однажды тело будет уничтожено. Это правда. Мы не можем победить смерть.
джатасйа хи дхруво мритйур
дхрувам джанма мритасйа ча
тасмад апарихарйе 'ртхе
на твам шочитум архаси
(Бхагавад-гита, 2.27)
[«Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби».]
Тот, кто родится в этом материальном мире, умрет. Однажды созданное, это тело будет уничтожено. Но душа вечна и трансцендентна. В «Бхагавад-гите» Кришна обсуждает эти темы.
на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато йам пурано
на ханйате ханйамане шарире
(Бхагавад-гита, 2.20)
[«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она не рожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».]
На джайате мрийате — атма, душа, никогда не рождается и не погибает. Аджо нитйах шашвато йам пурано на ханйате ханйамане шарире — никто не может убить душу. На ханйате ханйамане шарире — душа путешествует от одного тела к другому. Мы получаем тела в соответствии с нашей предыдущей кармой. Когда карма-пхала, плод наших действий закончится, мы оставим свое тело и переместимся в другое.
васамси джирнани йатха вихайа
навани грихнати наро парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи
(Бхагавад-гита 2.22)
[«Как человек снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».]
Наши тела похожи на одежду. Когда одежда стареет, мы приобретаем новую. Сколько месяцев вы можете носить какие-то вещи? Не более года. Затем вы переодеваетесь в новую одежду. Ее ткань бывает разных цветов: красная, белая, черная и т.д. Таким же образом душа всегда меняет тела.
Итак, можно сделать вывод, что наше тело похоже на одежду. Когда оно стареет, душа отказывается от него и входит в новое. Этот процесс известен как повторяющийся цикл рождений и смертей. Все мы блуждаем в одном и том же круговороте перерождений и совершаем одни и те же поступки. Согласно нашей карме, мы можем подняться на высшие планеты или опуститься на низшие. Но все равно все мы путешествуем по одному и тому же кругу. И только чрезвычайно удачливые живые существа смогут принять прибежище у лотосных стоп гуру и садху. Следуя наставлениям святых, они будут совершать бхаджан и садхану и отправятся на Голоку Вриндавану.
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 19.151)
[«Согласно своей карме, все живые существа скитаются по вселенной. Некоторые достигают высших планет, а некоторые попадают на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда и Кришна, и духовный учитель даруют ему семя преданного служения».]
мали хана каре сеи биджа аропана
шравана киртана джале карайе сечана
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 19.152)
[«Обретя семя преданного служения, необходимо заботиться о нем. Для этого нужно стать садовником и посадить это семя в своем сердце. Если регулярно орошать его водой шраваны и киртаны (слушания и повторения), то оно прорастет».]
Вышеупомянутый стих из «Чайтанья-чаритамриты» гласит: «Странствуя в цикле повторяющихся рождений и смертей, чрезвычайно удачливые живые существа смогут обрести прибежище у лотосных стоп истинного гуру». Затем, эти дживы, воспевая святые имена и совершая бхаджан и садхану, достигнут Голоки Вриндаваны».
Кришна говорит Арджуне: «Не каждый может следовать духовной жизни». Есть четыре типа людей, которые склонны практиковать преданное служение Господу. В первую очередь это те, кто совершает духовную благочестивую деятельность, получая сукрити.
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино 'рджуна
арто джигьясур артхартхи
гьяни ча бхаратаршобха
(Бхагавад-гита 7.16)
[«О лучший из Бхарат, четыре вида праведников встают на путь служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину».]
Кришна сказал: «О Арджуна, не каждый может практиковать преданное служение Господу. Только тогда, как человек накопит сукрити, он получит общение с садху и сможет прислушаться к его советам. Тогда он станет постепенно выполнять бхаджан и садхану и постигать Господа».
Итак, я упомянул, что есть четыре типа людей, которые могут практиковать преданное служение Господу. Что это за люди? Арто, те, кто страдает от влияния майи. Кто-то может сказать: «Но ведь все подвергаются тройственным воздействиям майи. Кто не страдает в этом материальном мире? Адхъятмика, адхидайвика и адхибаутика воздействуют на всех нас. Но в этом стихе Кришна говорит: «Если сукрити, духовные благочестивые поступки таких людей накопятся в достаточном количестве, эти люди смогут совершать бхаджан и садхану. Далеко не каждому удается такое. Не накопив достаточно сукрити, никто не сможет обрести садху».
Итак, первый тип личности, склонной совершать преданное служение, зовется арто. Примером арто является Гаджендра, описанный в «Шримад-Бхагаватам». Гаджендра означает «слон». Однажды слон и его семья пришли к пруду и стали резвиться в воде. Тем временем к слону подплыл один крокодил. Он, схватил его за ногу и стал увлекать глубоко на дно. Хотя слоны очень сильные животные, в воде они становятся беззащитными. Все же Гаджендра был очень могущественным и сражался с крокодилом много лет. Все это время он ничего не ел, а крокодил питался его кровью. Поэтому огромный и сильный слон очень ослаб.
Поначалу все члены семьи Гаджендры, его жена и дети, пытались вытащить его из воды, но все их попытки оказались тщетны. Тогда крокодил стал затягивать слона еще глубже под воду. Гаджендра был на грани смерти, только его хобот оставался на поверхности воды. Благодаря некоторым из его предыдущих благочестивых действий, слон смог вспомнить Господа. Когда его тело погружалось в воду, он увидел один цветок и предложил его лотосным стопам Шри Вишну. Господь сразу же появился там и Своей Сударшана-чакрой отрубил голову крокодилу, а затем вытащил Гаджендру из воды. Теперь слон полностью предался лотосным стопам Всевышнего. Может возникнуть вопрос: что такого Гаджендра сделал в своей прошлой жизни, чтобы заработать сукрити? Он совершал бхаджан и садхану и поэтому смог предложить цветок лотосным стопам Господа Вишну.
На самом деле в прошлой жизни Гаджендра был могущественным царем, которого звали Индрадьюмна Махарадж. Однажды этот царь пришел в лес совершать поклонение Тхакурджи. Когда в ашрам Индрадьюмны зашел очень возвышенный садху Агастья Риши, царь не оказал ему должного внимания, Тогда Агастья Риши проклял его, сказав следующее: «Ты не выразил почтения садху, поэтому в своей следующей жизни ты будешь слоном». Индрадюмна Махарадж припал к лотосным стопам Агастьи Риши и слезно спросил: «Как я смогу освободиться из тела слона?» Тогда Риши ответил: «Господь Вишну освободит тебя из него».
Итак, в «Шримад Бхагавад-гите» Кришна говорит Арджуне: «чатур-видха бхаджанте мам джанах сукритино арджуна — Мне могут поклоняться четыре вида людей». Это те, кто совершает духовную благочестивую деятельность, а также те, кто обладает джигьясур, пытливым умом. Это очень важно. Если у вас не пытливый ум, вы никогда не сможете духовно развиваться. Что значит быть любознательным? Вы должны спросить себя, кто вы. Задайте себе вопрос: «Я тело, разум или душа? Почему я прихожу в этот материальный мир и страдаю от трoйственных воздействий майи?» Шрила Санатана Госвами задает этот вопрос Шри Чайтанье Махапрабху.
ке ами кене амайа джаре тапа-трайа
иха нахи джани кемане хита хайа
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.102)
[«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»]
Ке ами — кто я? Почему меня преследуют тройственные страдания этого материального мира? Как освободиться из него? Такие вопросы родились у Шаунаки Риши и мудрецов, когда те обратились к Суте Госвамипаду. «Шримад-Бхагаватам» описывает эту беседу. Возможно эти простые вопросы возникнут и в вашем сердце. Вы озадачитесь: «Как мне обрести покой, когда все в материальном мире так несчастны и встревожены?» Желаете ли вы обрести покой и счастье или нет? Это очень важный вопрос. Сута Госвамипад ответил на него так:
сах ваи пумсам парах дхармах
йатах бхактих адхокшадже
ахаитуки апратихата
йайа атма супрасидати
(Шримад-Бхагаватам, 1.2.6)
[«Высшим занятием (дхармой) для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».]
Если вы служите Господу Вишну или Кришне, то достигнете идеального счастья. Очень простое решение.
на садхайати мам йогах
на санкхйам санкхйам дхармах уддхава
на свадхйайах тапах тйагах
йатха бхактих мама урджита
(Шримад-Бхагаватам, 1.2.6)
[«Дорогой Уддхава, чистое преданное служение, которое предлагают Мне Мои преданные, подчиняет Меня им. Такой власти надо Мной не могут добиться те, кто следует путем мистической йоги, овладевает философией санкхьи, занимается благочестивой деятельностью, изучает Веды, совершает аскезу или дает обет отречения от мира».]
Кришна говорит: «Никто не может достичь Меня, практикуя карму, гьяну, йогу и тапасью (аскезы). Это возможно только путем совершения преданного служения Мне». Артах джигьясух артха-артхи. Под словом артха-артхи подразумеваются люди, жаждущие обрести богатство. Если их сукрити, духовная благочестивая деятельности достигла определенного уровня, они так же могут выполнять бхаджан и садхану. Примером таких преданных может послужить Дхрува Махарадж. В «Шримад-Бхагаватам» описывается прекрасная история его жизни. Также начать совершать духовную практику могут гьяни, такие как Чатухсана-кумары, но при условии, что их сукрити достигло определенного уровня и набралось в достаточном количестве. Многие люди изучают философию, но если им недостает сукрити, они не смогут выполнять бхаджан и садхану. Такие личности изучают Веды, Пураны, Упанишады или другие Писания только ради того, чтобы одерживать победы в спорах. В материальном мире существует множество людей, имеющих обширные знания, но поскольку у них нет сукрити, они не хотят участвовать в поклонении Господу.
Много раз в своей речи я употребил слово сукрити. Его определение таково: это действия, имеющие отношение к Богу и всему, что связано с Ним. Совершая такие действия осознанно или неосознанно, вы будете накапливать сукрити. Например, сегодня кто-то распространял воду из Ганги. Набирать воду из этой реки и совершать ачаман — это один из способов обрести сукрити. Другой способ — поливать Туласи и предлагать ее листья Господу. Также, сукрити обретают те, кто почитает маха-прасад, остатки пищи, предложенной Богу или предлагает лампаду с маслом гхи Господу, поскольку все эти действия являются апракрита, трансцендентными.
В связи с этим есть такая история. Один брахман поклонялся Тхакурджи, предлагая ему лампадки с маслом гхи. Однажды, в очередной раз предложив лампаду, он оставил ее в храме и ушел. Когда фитилек догорал, к нему подбежала мышь. Она попыталась съесть его, но как только вонзила в него свои острые зубы, пламя с фитилька охватило ее тело. От сильной боли мышь начала кататься по полу перед Тхакурджи. Попытайтесь понять одну вещь: наше видение и видение Бога — совершенно разные. Господь подумал: «Эта мышь катается передо Мной, а значит, она совершает Мне арати». Что произошло потом? Эта мышка обрела сукрити, и ее душа, покинувшая тело животного, получила тело красивой принцессы. Еще будучи ребенком девочка внезапно начала предлагать лампадки с гхи Тхакурджи. Когда эта принцесса накопила запас благочестивых духовных заслуг, она получила общение с садху. В общении с садху в ее сердце проявилась Бхакти-деви, и принцесса достигла Голоки Вриндаваны.
Наш духовный прогресс полностью зависит от сукрити. Даже воспевание святых имен является благочестивой духовной деятельностью. Поэтому просто пойте: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Шри Шримад Бхактиведанта Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 16 января, 2016