Приходя сюда, мы вспоминаем столько лил Шрилы Гурудева. Когда он прибыл в Шри Девананда Гаудия Матх, у него было сильное желание в сердце, чтобы в Джаганнатха Пури появился красивый храм. Шрила Гурудев завершил свои лилы в этом месте. Здесь была последняя публичная речь Шрилы Гурудева, послушать которую собрались тысячи преданных. Гурудев произнес последние несколько слов. Это был заключительный день Картики, 22 или 23 ноября. Вначале Гурудева слушали немногие, но затем приехали тысячи преданных со всего мира. Они сидели на крышах, на полу — повсюду, и ожидали даршан Гурудева. Около 13.30 или 14.00 появился Гурудев. Я помню, он был не побрит и выглядел абсолютно здоровым, будто и не было никакой болезни. Последнее, что мой Гурудев говорил в конце Картики: «Все мои дикша- и шикша-ученики должны совершать парикраму. Вы должны приезжать на Картику и Навадвипа-парикраму». Это значит что Шрила Гурудев дал наставление всем ученикам и ученикам учеников, что все должны принимать участие в Навадвипа-парикраме. Затем Гурудев сказал: «Я буду присутствовать там, на Навадвипа-парикраме».
Затем собравшиеся враджаваси провели враджа-киртан в настроении Шрилы Гурудева. Они так прекрасно пели те песни, которые любит Гурудев. Вы наверняка видели это видео на youtube. Гурудев был полностью погружен в это настроение, он лил слезы. Затем его привезли сюда, в Джаганнатха Пури. Несколько дней Он находился в Дели. Некоторые из учеников, присутствовавших в Дели, сказали:
— Мы повезем Гурудева в западные страны.
Но Гурудев ответил:
— Нет, я не хочу отправляться на запад. Я не хочу оставлять тело там. Если мне суждено уйти, то я хочу это сделать здесь, в святой Дхаме. Отвезите меня на Говардхан.
Также он хотел отправиться в Матхуру, потому что жил там на протяжении 60 лет. Матхура это бхаджана-стхали Шрилы Гурудева, сиддха-маха-пуруши. Если вы отправитесь туда, то почувствуете святость, которая присутствует там.
Никто не хотел ехать в Матхуру, все хотели ехать во Вриндаван. Вы думаете если вы поедете во Вриндаван, то обретете бхакти? Гурудев говорил: «Каждый камушек в этом храме повторяет святое имя». Гурудев просыпался около 3 часов утра, садился в своей комнате и повторял святые имена:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Я слышу, как каждый камушек, каждый кирпичик в храме Матхуры воспевает святое имя. В месте между алтарной и кухней мы иногда слышали звук ножных колокольчиков. Было такое ощущение, что какие-то женщины проходили мимо, но на самом деле никаких женщин в храме не было. Мы спрашивали у Гурудева: «Почему мы слышим звук ножных колокольчиков, ведь брахмачари не носят их?» А Гурудев говорил: «Это колокольчики Шримати Радхарани. Она готовит прасад для Кришны и Сама относит Ему угощения из кухни в алтарную».
Гурудев очень редко описывал свои реализации и настроение. Все было очень тайно, потому что маха-бхагаваты не будут так просто делиться своими переживаниями.
В «Джайва-дхарме» есть момент, когда Бабаджи Махарадж описывает Вайшнавадасу его духовный облик. Так же в «Шримад-Бхагаватам» описываются осознания и настроения сердец преданных. Такие вещи не раскрываются всегда и повсюду. Они покоятся внутри сердца. Я помню, как в полночь мы говорили о тех ночных колокольчиках, что слышали. Один пуджари, который потом поселился на Радха-кунде и впоследствии оставил там свое тело, рассказывал, что тоже слышал эти звуки.
Храм в Матхуре — это не обычный храм. Все спутники Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады приходили туда, так как в то время не было храма во Вриндаване. Парам-Гурудев Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж открыл матхурский храм, и поэтому все личные спутники Шрилы Прабхупады, такие как Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Дживана Джанардана Махарадж и другие приходили и жили в нем.
Я видел Шрилу Бхакти Дживана Джанардану Махараджа. Он был очень возвышенным махабхагаватой, всегда погруженным и плачущим по именам Шримати Радхики. Он никогда не носил обувь, и поэтому стирал в кровь свои стопы, но все равно совершал Говардхана-парикраму. Его хари-катха всегда была о Шримати Радхике, все, о чем он говорил, было посвящено Шримати Радхарани. Шрила Бхакти Дживана Джанардана Махарадж всегда взывал: «О Радха! О Вришабхану Нандини!» Он всегда был погружен в Ее настроения. Те, кто получил даршан этого Вайшнава — необычайно удачливые души. Он приезжал к нам и оставался на три-четыре месяца в храме, особенно в период Чатурмасьи, а затем возвращался обратно. У Шрилы Бхакти Дживана Джанарданы Махараджа было столько любви к нам! Его язык был очень простым, Он говорил: «Шрила Нараяна Госвами Махарадж — спутник Шримати Радхарани, а вы все — спутники Шрилы Нараяны Госвами Махараджа». Он рассказывал такую прекрасную хари-катху о Шримати Радхике. Мы отправлялись с ним на Говардхана-парикраму и во Вриндаван. Будучи в пожилом возрасте, он все равно совершал парикраму пешком. Сейчас никто не хочет ехать в Кешаваджи Гаудия Матх. Почему? Потому что все сейчас ездят во Вриндаван.
На youtube люди смотрят видео, в которых показывают, как во Вриндаване раздают вкусный прасад: панир, сабджи и т.д. Те, кто ездит за вкусным прасадом во Вриндаван, не ездят в Матхуру. Вы что думаете, если вы покушаете вкусный панир от Тхакурджи, то будете совершать бхаджан? Нет. Отправляйтесь в Сиддха-Бокул, туда, где Харидас Тхакур вел духовную жизнь. Он воспевал три лакха харинамы. Думаете, он ел вкусный панир? Нет. Это все второстепенное. Мы что сюда приехали покушать? Нет. Некоторые преданные говорят: «Давайте отправимся в храм, чтобы покушать там прекрасный прасад!» Нет, вы должны идти туда, где звучит удивительная хари-катха. Самый главный прасад — это хари-катха. Если у вас есть деньги, вы можете идти туда, где раздают прасад, но какой прасад является основным? Хари-катха! Это самая ценная вещь.
тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах
(Шримад-Бхагаватам, 10.31.9)
[«Нектар Твоих слов и рассказы о Твоих деяниях — источник жизни для всех страждущих в материальном мире. Пересказанные великими мудрецами, эти повествования уничтожают последствия грехов и приносят удачу тем, кто внимает им. Эти рассказы, исполненные духовной силы, распространяются по всему миру. И те, кто распространяет это послание Бога, несомненно, самые щедрые люди в мире».]
Итак какой прасад является наисладчайшим? Обычный прасад или бхагавата-катха? Где бы вы не получали прасад в виде хари-катхи, вы должны погружаться в эту реку. Но если у вас есть возможность получить сразу оба прасада, то это очень хорошо. Тем не менее, вы должны делать упор на слушании хари-катхи. Вам следует идти в места, где совершали свой бхаджан сиддха-махатмы, и понимать, что это очень особые места. Санатана Госвамипад говорит: «Вы должны отправляться в места лил Шри Радхи-Говинды, предлагать пранамы, общаться с расика-вайшнавами и слушать от них хари-катху об этих местах». Вот что представляет из себя подлинное путешествие по Дхаме. Что вы должны делать в первую очередь? Пить нектар хари-катхи и быть в обществе святых личностей.
Я видел как Гурудев, вернувшись первый раз из России, явил свою лилу болезни. Это было накануне Джанмаштами. Гурудев хотел отправиться в Матхуру. Он каждый раз уезжал туда на Джанмаштами, но доктор посоветовал ему не ехать в Матхуру и остаться в Дели на лечении. Шрила Гурудев сказал: «Я жил в Матхуре 60 лет и всегда там праздновал Джанмаштами». Гурудев был привязан к враджаваси и Враджу, потому что изначальным местом его проповеди была Матхура.
Когда-то проповедовать Матхуре было не так просто. Наш матх прозвали матхом Бенгалии. Люди говорили: «Эти бенгальцы едят рыбу и занимаются черной магией. Они из всех делают призраков». А кто-то думал: «Если я приду в матх, то мне обреют голову». В Матхуре никто не приходил в храм, там было только два-три грихастхи, несколько матаджи и около восьми брахмачари. Сейчас в этом храме очень красиво, но если бы вы увидели его в то время... Множество крыс, внутри храма колодец, в который кто-то случайно упал, оставил тело и пролежал там пять дней… Поэтому люди думали, что в колодце живут духи. Матхура еще до этого была заполнена майявади. Там был храм Кришна-Баларамы, и все приходили туда слушать хари-катху от майявади, но никто не шел в наш храм. Однако Гурудев постепенно развил добрые, любящие отношения с местными жителями, а они затем очень полюбили Гурудева.
Постепенно начала развиваться проповедь, и далее храм Матхуры стал напоминать огромный цветник. Люди словно пчелы слетались туда. Множество западных преданных приезжало к Шриле Гурудеву. Все с огромной жаждой ожидали его даршана. Духовные братья Гурудева также приезжали в Матхуру, даже президент-ачарья Девананда Гаудия Матха жил там и под руководством Гурудева обучился писаниям. Шрила Гурудев даровал ему свои благословения, и после этого он стал ачарьей.
Многие санньяси и брахмачари получали шикшу от Гурудева. Сейчас они ездят в западные страны с проповедью. Все, что мы с ними проповедуем — это хари-катха, которую мы услышали от Шрилы Гурудева. Люди из других матхов, ИСККОНа, члены ДжиБиСи также приходили и слушали Шрилу Гурудева на протяжении многих часов, а потом задавали ему вопросы. Я все это видел собственными глазами.
Вся проповедь, которая сегодня происходит в мире, берет начало от Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Книги, которые он написал, запрещены в ИСККОНе, но все равно эти книги есть у их гуру, санньяси и брахмачари. Они прячут их в своих сейфах и украдкой читают. Потом, прочитав эти книги, они рассказывают хари-катху на их основе. На самом деле вся проповедь, которая происходит сейчас в этом мире это милость Шрилы Нараяны Госвами Махараджа.
гауранга нахито, табе ки хоито
кемане дхарита де радхара махима
према-раса-сима джагате джаната ке
[«Что было бы с нами, если бы Шриман Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир? Как бы мы жили? Кто в этой вселенной узнал бы о славе Шримати Радхики и высших проявлениях према-расы?»]
Нарахари Саракар написал этот прекрасный бхаджан. Если поменять в нем слово Гауранга на Нараяну, то это будет означать следующее: «Если бы Шрила Гурудев Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж не пришел в этот мир, кто бы узнал о Шримати Радхике?» Это как прасад Шрилы Гурудева. Гурудев проповедовал «Гита-говинду», а другие Гаудия Вайшнавы критиковали его: «Почему он дает комментарии на «Гита-говинду»? Неужели он настолько квалифицирован?» Эти люди даже не знают как помыть руки после большого туалета.
Гурудев говорил: «Нет, я не квалифицирован, и никто не квалифицирован». Люди критиковали Шрилу Нараяну Госвами Махараджа за то, что он давал эти комментарии. Они гневались: «О, эта книга еще и на английском напечатана!» Я помню это и не буду называть имен, потому что это имена учеников других вайшнавов. Они говорили: «Почему Шрила Нараяна Госвами Махарадж публикует эти книги?» Но Шрила Гурудев сказал: «Если мы не опубликуем их, тогда бабаджи будут говорить, что эти писания принадлежат им. Среди тысячи людей все же найдется тот, кто будет достоин читать эти грантхи, и поймет их содержание».
Как, например, книга Шрилы Рупы Госвами «Удджвала- ниламани». Не изучая ее, вы не сможете войти в раса-бхаджан или мадхурья-бхаджан. Если у вас есть жажда к раса-виласе, любовным лилам Радхи и Кришны, то вы должны изучать также и «Гита-говинду», написанную Шри Джаядевом Госвами. Как ваш ум очистится? Если вы будете просто следовать веданте, то будете вступать в споры, и ваш ум станет сухим. Ничего другого с вами не произойдет. Поэтому, что вы должны делать? Изучать такие книги, как «Гита-говинда», а также «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами. Эти книги связаны с абхидхеей, процессом бхакти. В них как в словарях приводятся слова и их точные значения: что такое шраддха, сукрити, раса и т.д. Чтобы постичь бхакти, вы должны изучить все эти писания и понимать значение каждого слова. Эти писания — олицетворенные Божества любви Радхи-Говинды. Если вы будете хранить у себя дома эти книги, то однажды трансцендентная любовь проявится в вашем сердце. Вы полностью погрузитесь в океан наслаждения.
Гурудев вложил столько могущества в «Гита-говинду». Когда шуддха-махатма что-то делает, он вкладывает в это энергию. Хануману нужно было пересечь океан, и что он сделал? Он воскликнул: «Джай Сита-Рамачандра ки джай!» — и одним прыжком пересек океан, достигнув Ланки. Если санта-махатма что-то делает или дает какое-то наставление, он вкладывает туда силу. Книги — это особый вклад Гурудева.
Я был в Навадвипе в ноябре 2010 года. Шрила Гурудев давал всем даршан и сказал: «Вы всегда должны приезжать на Картика-парикраму и Навадвипа-парикраму. Я буду ждать вас там». И именно там, в Навадвипе сейчас находится самадхи Шрилы Гурудева. Он всегда пребывает там.
Гурудев не поехал в Италию, он сказал:
— Отвезите меня в Матхуру.
Но ему сказали:
— О Гурудев, сейчас в Матхуре очень холодно.
— Хорошо, отвезите меня во Вриндаван, в Гопинатх Бхаван.
— Там тоже холодно.
— Но я не останусь в Дели. Это место Пандавов, я не хочу быть здесь. Заберите меня в место разлуки Шримана Махапрабху.
Гурудев был очень настойчив, он говорил:
— Отвезите меня сейчас.
Преданные возражали:
— Ну как это возможно?
В Панджике говорится: «Если вы отправитесь куда-либо на 9й день, это значит, что вы направляетесь к смерти».
Шрипад Мадхава Махарадж сказал:
— Гурудев, ты никогда не путешествовал на 9й день.
— Все равно однажды я умру. Нет, нет, я хочу отправиться именно сегодня.
Гурудев очень настаивал. В полдень он прибыл сюда. Это было 29 ноября, а 29 декабря он завершил свои проявленные лилы. 29 ноября был день явления нашего Гурудева Шрилы Ваманы Госвами Махараджа. Гурудев никогда не путешествовал на 9е число какого-либо месяца. Даже если у него были билеты, он все равно отказывался ехать. Если был скорый поезд, то Гурудев также отказывался на нем ехать, и отправлялся на более долгом поезде, который следовал из Матхура до Калькутты два дня.
Однажды у него был билет на 9е число месяца, и тогда он сказал: «Я не поеду». Поэтому его поездка была отменена. Посмотрите, последняя его лила была проявлена 29 ноября. Гурудев сказал: «Я поеду в это число. Сделайте мое самадхи в храме на Говардхане. Если вы не отвезете меня на Говардхан, тогда отвезите меня в Джаганнатха Пури, место разлуки, випраламбха-стхан Махапрабху».
В Джаганнатха Пури не бывает слишком холодно. Гурудев долетел на самолете до Бхуванешвара. Я помню это. Ровно через месяц, 29 декабря около 2:30 утра преданные украсили храм для празднования дня явления Шрилы Ваманы Госвами Махараджа. На кухне уже были нарезаны все овощи. Вначале храмовая комната была не здесь, а на первом этаже. Гурудев попросил воды и ушел в ванную. Затем он вернулся, лег на кровать и воспевал на четках: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Так Гурудев вошел в самадхи... Шрила Гурудева ки джай!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Пури, 25 марта 2019