Как-то раз одна гопи во Врадже подумала: «Однажды я поймаю Кришну на месте преступления и приведу Его к маме Яшоде. Тогда она убедится, что ее сын ворует масло».
На следующее утро эта гопи проснулась очень рано, около четырех часов утра, и принялась взбивать йогурт, напевая: «Говинда Дамодара Мадхавети». Она делала масло и, тихонько улыбаясь, повторяла, словно мантру: «О, Говинда придет в мой дом! Он начнет воровать масло».
Господа называют бхакта-ватсала. Что это значит? Если кто-то из преданных позовет Кришну, Он тут же появится. Кришна пообещал Арджуне в «Бхагавад-гите»:
йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам
ашнами прайататманах
(Бхагавад-гита, 9.26)
[«Если какой-либо преданный с любовью и преданностью вручит Мне воду, цветок, листок или плод, Я с удовольствием приму это подношение».]
Попробуйте представить, на каком уровне находится преданная Господа гопи. Кришна тут же услышал ее молитву: «О, Моя дорогая преданная зовет Меня! Она хочет, чтобы Я пришел и отведал масло в ее доме! Я немедленно должен отправиться к ней». С этими словами Кришна выбрался из кровати и устремился в ее дом.
А гопи тем временем приготовила прекрасное ароматное масло для Кришны. Затем она зажгла лампадку из гхи и сказала: «Все готово! Пора мне немного отдохнуть». Кришна заметил, что гопи легла спать. Он незаметно пробрался в комнату и увидел нежное, только что взбитое масло. Кришне не терпелось его отведать, но Он подумал: «Эта лампадка может все испортить: если гопи проснется, она сразу увидит Меня и поймает. А если Я задую огонь, то ничего не будет видно».
Дома у враджаваси очень приземистые, единственное освещение в них – это светильники из гхи. И если их погасить, то воцаряется кромешная тьма.
Кришна задул лампаду, решив: «Теперь-то Меня никто не увидит». На самом деле Кришна вовсе не черный. Хотя цвет Его тела напоминает темную грозовую тучу, Он также подобен светящемуся драгоценному камню ниламани. Шрила Бхактивинода Тхакур описал красоту Кришны, упомянув, что Его прекрасный светящийся облик походит на синий драгоценный камень сапфир.
индранила джини кришна-рупакхани
херийа кадамба-муле
[мон учатана на чоле чарана
самсара гелама бхуле]
(Шрила Бхактивинода Тхакур, Рупа-киртан)
[«Созерцая Его, стоящего у дерева кадамба, я сознаю, что красота Кришны превосходит блеск всех сапфиров. Когда я увидел это, мой ум обеспокоился, а ноги перестали слушаться — я совершенно забыл о своей семье и об этом мире»].
Когда Кришна пробрался в комнату гопи, все вокруг озарилось, несмотря на отсутствие света. Сияние, исходящее от Его собственного тела, освещало путь к заветному горшочку. Кришна тут же обнаружил его, и, подобно кошке, очень мягко и неслышно, подкрался к нему.
Но гопи не спала. Она думала: «Наконец-то, заявился этот воришка! Уж сегодня-то я Его точно поймаю и отведу к маме Яшоде». Кришна лишь улыбнулся: «Хорошо, Я исполню твое желание!»
Никому не под силу поймать Его, даже Брахме и Шиве. Но стоило гопи захотеть этого, как Кришна тут же исполнил ее желание, потому что Он является бхакта-ватсалой по отношению к своим преданным.
Но вернемся к нашей истории. Как только Кришна опустил руку в горшок с маслом, гопи, подкравшись сзади, схватила Его за руку и спросила:
– Эй, Кришна, что Ты делаешь? Почему Ты воруешь масло в моем доме?
Кришна, совершенно невинный ребенок, сказал:
– Как это в твоем доме? Это же Мой дом!
– Неужели? – улыбнулась гопи, прикрыв улыбку вуалью.
– Да, Мой!
– А что Ты тут делаешь?
– Я-я-я ищу своего маленького теленка.
– А что он здесь делает?
– Он забежал сюда и угодил прямо в этот горшок.
– В мой горшок с маслом? - удивилась гопи.
Кришна пошарил в горшке и вдруг вынул маленького мраморного теленка.
Но гопи не сдавалась:
– Я знаю, какой Ты пронырливый! Сегодня я отведу Тебя к Твоей маме, потому что она не верит, что Ты каждый день приходишь и воруешь масло из наших домов.
«О Боже! Мама строго накажет Меня!» – подумал Кришна. А гопи, держа Его за руку, потянула за собой, приговаривая:
– Да, да, я отведу Тебя. Я и раньше говорила Твоей маме об этом, но она не верила.
По дороге Кришна вдруг ласково попросил:
– Послушай, гопи, ты так крепко ухватила Меня за руку. Возьми за другую, потому что эта у Меня уже устала.
– Хорошо, – согласилась пастушка, ловко перехватывая Кришну за вторую ручку. В этот момент Йогамайя кое-что устроила... Тем временем, гопи подошла к дому Нанды Махараджа, постучала в дверь и позвала маму Яшоду. Кришна же незаметно юркнул в Свою комнату, улегся в кровать и накрылся покрывалом.
– Яшоде, Яшоде, посмотри, кого я тебе привела! Ты не верила, что твой сын каждый день ворует масло в наших домах. Но сегодня я Его поймала с поличным. Иди-ка полюбуйся!
– Ты что, совсем с ума сошла? – возмутилась Яшода. – Мой сын Кришна сейчас спит у Себя в кроватке.
– Нет-нет, несколько минут назад Он тайком пробрался в мой дом, чтобы полакомиться свежим маслом. Но не тут-то было! Сегодня я Его поймала. Иди же и собственными глазами посмотри на своего сына!
Ничего не понимая, мама Яшода вышла, чтобы взглянуть, и тут же радостно воскликнула:
– Но это не мой сын, а твой! Зачем ты его привела?
Как это все произошло? Когда гопи перехватывала Кришну за вторую руку, с помощью Йогамайи Он освободился из объятий гопи, и в ее ладони оказалась рука ее собственного сына.
Мама Яшода продолжала:
– Мой Кришна очень разумный и послушный. Он спит сейчас в Своей кроватке.
В этот момент Кришна, делая вид, что только что проснулся, подошел к маме Яшоде и сказал:
– Смотри, мама, каждый день они жалуются, что Я ворую у них масло. А на самом деле она поймала за воровством своего собственного сына!
Увидев Кришну возле матери, гопи недоуменно перевела взгляд в сторону и изумилась: она действительно держала за руку собственного сына. Устыдившись, пастушка вернулась к себе домой.
Вот такие сладостные лилы Кришна совершает во Врадже.
итидрик сва-лилабхир ананда-кунде
сва-гхошам нимаджджантам акхйапайантам
[тадийешита-джнешу бхактаир джитатвам
пунах прематас там шатавритти ванде]
(Дамодараштака, стих 3)
[«Его детские игры, подобные этой, являются для обитателей Гокулы источником невыразимого экстаза. Этими играми Он показывает Своим преданным, поглощенным размышлениями о Его величии и несказанном великолепии, что покорить Его могут только те, чья чистая любовь отличается интимностью чувств и лишена всякого благоговения и почтительности. С огромной любовью я сотни раз склоняюсь перед Господом Дамодарой».]
Попытайтесь понять этот таттва-даршан, это философское положение, что Кришна на самом деле не воровал масло из домов гопи. Вы знаете, что значит слово «масло»? В санскритском слове ма-кхан часть ма значит «нет», а кхан – «кама, вожделение». То есть, ма-кхан значит «нет вожделения». Там, где нет места вожделению, присутствует чистая любовь. Кришна похищает эту любовь из сердец гопи. Внешне может показаться, что Он крадет масло из домов гопи, но на самом деле Кришна похищает их совершенную прему, поскольку Его привлекает лишь она.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Брянск, 8 апреля 2007