тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
смритйоx крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам
(Упадешамрита, 8)
«Живя во Вриндаване и считая себя последователем вечных спутников Господа во Врадже (таких как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и медитацией на имена Кришны, Его образы, качества и игры. В этом заключается суть всех наставлений».
Садхаке следует повторять мадхурья-наму Господа, нектарные святые имена. Эти имена должны быть связаны с Его чудесными, сладостными играми, особенно с играми во Врадже: Нанда-нандана (сын Шри Нанды Махараджа), Яшода-нандана (сын мамы Яшоды), Вриндавана-чандра (луна Вриндавана), Гопиджана-валлабха (возлюбленный девушек-пастушек), Раса-бихари (наслаждающийся танцем раса) и Расешвара (повелитель танца раса).
Повторяя святое имя Господа, необходимо памятовать о Его сладостных играх. Как я ранее объяснял, Шрила Рупа Госвамипад воспевал святое имя в Тер-кадамбе и одновременно памятовал о лилах Радхи и Кришны. Он также составил прекрасные стихи, посвященные Шримати Радхике.
Также надо соблюдать определенные условия, когда вы совершаете бхаджан. Тиштхан врадже означает, что нужно пребывать во Врадже. Если это невозможно физически, то оставайтесь там мысленно. Мана-васа – это находиться во Врадже мысленно и памятовать о сладостных играх Кришны, а также местах, где они проходили.
Тад-анураги – постоянно общаться с возвышенными преданными Шримати Радхики.
Джананугами означает, что вы должны принять то же настроение, что и у Рупы Манджари, Рати Манджари и других, кто служит Шримати Радхике.
Калам найед акхилам итй упадеша-сарам указывает на то, что это и есть суть всех наставлений.
Если постоянно повторять святые имена таким образом, то постепенно по беспричинной милости гуру и Кришны все анартхи уйдут, и самвит и хладини проявятся в наших сердцах. Это и есть шуддха-бхакти, чистая преданность.
«Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Раса подобна машине, а рати, постоянная эмоция, – оси вращения механизма этой машины».
Раса подобна машине, работающей без остановки день и ночь, 24 часа в сутки. Рати или стхайибхава – ось этой машины. Если постоянно слушать хари-катху и размышлять об играх, все анартхи оставят вас. Барабан стиральной машины вращается без остановки, очищая всю грязь. Так же и сердце садхаки очищается все больше и больше, когда он непрерывно слушает хари-катху.
Далее «Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Рати приводит машину в движение. Однажды благодаря совместной энергии четырех бхав машина начнет двигаться, и тогда постоянная эмоция (стхайибхава) превратится в расу».
Сначала приходит стхайибхава, постоянное настроение. Садхака, совершая садхана-бхаджан, должен сосредоточить свой ум на одном определенном настроении, стхайибхаве, ‒ так он сможет достичь совершенства.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 4