Существует четыре качества, которые отличают Кришну от других Его инкарнаций. Среди них рупа-мадхурья – сладость Его прекрасного облика. Тот, кто получит даршан Кришны, несомненно пленится Его красотой. И тогда он уже не вернется домой: оставит детей, жену, мужа, деньги и отправится в духовный Вриндаван. Шрила Бхактивинода Тхакур написал по этому поводу бхаджан.
бандху-санге йади тава ранга, парихас
тхаке абхилаш, тхаке абхилаш
табе мора катха ракхо, джейо нако джейо нако,
матхурайа кеши-тиртха-гхатера сакаш (1)
[Если твое единственное желание — наслаждаться обществом мирских друзей и близких, тогда слушай меня: не ходи, не ходи в Матхуру (Вриндаван), на Кеши-гхат!]
говинда виграха дхори’, татхайа ачхена хари,
найане банкима дришти, мукхе мандахас
киба три-бхангама тхам, варна самуджджвала шйам,
нава-кишалайа шобха шри-анге пракаш (2)
[Там Шри Хари принял облик Говинды, дарующего всем наслаждение. Он стоит в изящной позе трибханга, искоса поглядывая на всех и очаровывая каждого. У Него на устах играет пленительная улыбка, Его кожа сияет цветом шьям, и все тело привлекательно, как нежные лепестки.]
адхаре вамшити та’р, анартхера муладхар,
шикхи-чуракео бхаи коро на вишвас
се мурти найане хере, кехо нахи гхаре пхире,
самсари грихира дже го хойа сарва-наш (3)
(таи мор мане боро трас)
[Звуки Его флейты, которую Он держит у Своих уст, всех сводит с ума. Брат, не верь Тому, кто носит корону из павлиньих перьев. Лишь раз увидев этот образ, ты уже не вернешься домой. Твоей семейной жизни придет конец. (Этого я боюсь больше всего!)]
гхатибе випада бхари, джейо нако хе самсари,
матхурайа кеши-тиртха-гхатера сакаш (4)
[Не ходи туда, и ты избежишь большой опасности. Если тебе дорога семейная жизнь, не ходи в Матхуру на Кеши-гхат!]
Таким образом, если кто-то придет во Вриндаван и получит даршан Кришны, он уже не вернется домой. Но мы отправляемся во Вриндаван, посещаем храмы, а потом возвращаемся в свои семьи. Как же так?
На самом деле мы еще не получали даршан Говиндадева. Почему? Потому что у нас есть обратный билет. Когда-нибудь, отправляясь во Вриндаван, мы купим билет в одну сторону. И тогда Говиндадев удостоит нас лицезреть Его прекрасный лик.
Несколько лет назад в Америке, в Сан-Франциско, я давал лекцию на эту тему. А после, во время Враджа-мандала парикрамы, одна женщина выбросила свой паспорт в Ямуну и поспешила порадовать этим Гурудева. Гурудев серьезно спросил:
– Зачем ты это сделала?
– Как зачем? – ответила преданная, – Я хочу получить даршан Господа Говинды. Шрипад Вана Махарадж сказал в лекции, что для этого нужен билет в один конец. Вот я и выбросила паспорт и обратный билет в Ямуну.
– Нет, ты не понимаешь, что значит «возвратный билет» – сказал ей Гурудев, – Это означает привязанность к мужу, жене, детям, деньгам. Необходимо очистить свой ум от всех этих привязанностей. Тогда Говиндадев дарует нам свой прекрасный даршан.
Но как это сделать? Не через силу. Может вы и примете санньясу насильно, оставив семью и положение в обществе, но навряд ли вам удастся оставить желание славы и почестей. Уже через несколько лет вы вернетесь к прежней жизни: к жене и детям. Или увлечетесь другими девушками. Можно внешне принять отречение, но внутри продолжать быть привязанным к материальному миру.
Шастры поясняют: если есть привязанность к жене, не нужно принимать санньясу. Оставайтесь в семье, но совершайте бхаджан и садхану. В любом ашраме: санньяси, тьяги, грихастхи – можно служить Гуру и Кришне, повторять святые имена. Это очень просто. Выполняйте это наставление Шри Чайтаньи Махапрабху, и тогда вам не придется силой оставлять материальные желания – все привязанности постепенно исчезнут сами собой. Этот естественный процесс похож на то, как змея непринужденно оставляет свою старую кожу, обретая новую.
Жизнь грихастхи предоставляет много возможностей для служения. Я 10 лет путешествую по миру. Кто покупает мне билеты и готовит для меня прасад? Грихастхи. Нельзя пренебрегать семейными людьми. Согласно своему адхикару кто-то пребывает в грихастха-ашраме, но воспевает святые имена, служит Гуру и Вайшнавам. Это правильно. Однако, необходимо контролировать свои привязанности, ибо они становятся причиной рабства и погружения в водоворот причин и следствий. Нарада Риши сказал в «Шримад-Бхагаватам»: «Лучшие из отшельников прославляют Юдхиштхиру Махараджа, который является грихастхой, так как в его доме пребывает Сам Парабрахман Кришна. Но я отшельник, у меня нет дома, и Кришна не может прийти в мой дом. Я не имею возможности служить Ему так, как это делает Юдхиштхира Махарадж».
Таким образом, дом того, кто совершает бхаджан и садхану вместе с женой и детьми, становится Голокой Вриндаваной. Махапрабху не давал отдельных наставлений грихастхам и санньяси. Он учил всех.
прабху кахе, — “ваишнава-сева, нама-санкиртана
дуи кара, шигхра пабе шри кришна-чарана”
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 16.70)
[«Господь ответил: "Ты должен служить слугам Кришны и непрестанно повторять Его святое имя. Если ты будешь делать это, то очень скоро найдешь прибежище под сенью лотосных стоп Кришны"».]
Суть этих наставлений заключается в следующем: в любом ашраме, в любом месте повторяйте святые имена, поклоняйтесь Господу, служите Гуру и Вайшнавам. Придет время, и все привязанности естественным образом покинут вас. Кришна устроит все так, что жена и дети сами вас оставят, и никого не придется прогонять.
А сейчас у всех нас есть возвратный билет. Даже у меня. Я не освобожденная душа, у меня тоже много привязанностей. Но, имея милость Гуру и Кришны, постепенно я оставлю все свои привязанности, и у меня появится билет только в одну сторону, чтобы получить даршан Кришны. Это наша цель.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Стерлитамак, 24 апреля 2007