Шрила Рупа Госвами объясняет: акхила-расамрита-муртих прасримара-ручи-руддха-тарака-палих.
Шри Кришна является воплощением океана божественной расы. Попытайтесь понять – в раса-таттве существует пять видов мукхья-расы, основных вкусов, и семь видов гауна-расы, второстепенных вкусов.
Шанта (нейтральные взаимоотношения), дасья (настроение служения), сакхья (дружеские взаимоотношения), ватсалья (родительская любовь) и мадхурья (супружеская любовь) – это пять видов основных рас. Хасья (смех), адбхута (изумление), вира (героизм), раудра (гнев), каруна (сострадание), бхая (страх) и вибхатса (отвращение) – это второстепенные расы.
Шрила Рупа Госвамипад сказал: «Кришна – акхила-расамрита-муртиx. Кришна и кришна-раса – тождественны».
абхиннатван нама-наминох
Не существует разницы между Кришной и Его именем. Кришну называют воплощением океана божественных вкусов.
В «Шри Харинама-чинтамани» утверждается: «Эта раса, нектар божественной любви, пронизывает духовное царство Бога. Поэты этого мира купаются лишь в мирской расе».
В материальном мире существует только мирская раса. Одни поэты и писатели описывают в своих произведениях девять типов расы, а другие объясняют ее иначе, но все это относится к мирской расе. В театральных постановках наяка, герой, и найика, героиня, встречаются и наслаждаются различными материальными видами расы, т.е. джада-расой. На самом деле это не настоящая раса, а лишь чувственные наслаждения.
атмендрийа-прити-ванчха - таре бали 'кама'
кришнендрийа-прити-иччха дхаре 'према' нама
(Ч.-ч., Ади, 4.165)
«Желание наслаждать собственные чувства – это кама (вожделение), но желание удовлетворить чувства Господа Кришны – это према (любовь)».
В «Шри Харинама-чинтамани» Шрила Харидас Тхакур обсуждает трансцендентные вкусы и то, как они проявляются в сердце садхаки при повторении святых имен. Кришна – Верховная Личность Бога, сарва-шактиман, и верховный наслаждающийся. Он наслаждается всем разнообразием вкусов, проявляющихся в сердцах Его преданных. Поэтому Кришна – вишая-виграха, объект божественной любви, тогда как все Его преданные – ашрая-виграха, прибежище, или обитель, расы.
Только Шри Кришна является вишая-виграхой, а все преданные, особенно Шримати Радхика, – это ашрая-виграха. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада объяснил, что наша единственная цель и устремление – это служить Кришне, вишая-виграхе, под руководством Шримати Радхики, ашрая-виграхи – проявления Господа, у которой мы должны принять прибежище.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 2