В университете любви гопи изучают, как с помощью различных намеков сообщать друг другу о встрече с Кришной. Каждый день Кришна отправляется пасти коров. Иногда он идет в Бхандираван, иногда – в Талаван, Мадхуван и другие леса. Как же гопи узнают, куда направится Кришна? Он постоянно окружен друзьями, а в Нандагаоне Он с Нандой Махараджем, мамой Яшодой и другими старшими. Поэтому не всегда Кришна может открыто сказать гопи, в какой лес Он отправится именно в этот день.
Шрила Шукадева Госвамипад говорит, что Шри Кришна пасет коров, переходя из одного леса в другой (ванам ванантарам). Возвратившись вечером в Нандагаон, Он принимает омовение и садится ужинать. В это время Рупа Манджари разносит прасад. Шри Кришна тайком дотрагивается рукой до ее стопы, желая узнать, где Он может встретиться со Шримати Радхикой этой ночью. Если Он дотронется большим пальцем, это означает, что Они могут встретиться в Бхандираване, если коснется указательным, речь идет о Мадхуване, а средний палец означает встречу в Талаване. Итак, разные пальцы указывают на различные места встречи.
Шрила Рупа Госвамипад описывает эти сокровенные игры в «Шри Удджвала-ниламани». Например, карна-кандутис означает почесывание уха. Вариантов такого почесывания, имеющих разный смысл, очень много. Если вы не поступите в этот университет, как вы сможете научиться такому искусству? Как вы узнаете об этом и поймете?
Возьмем другой пример. Шри Кришна иногда касается Своих волос особым образом, показывая, что сегодня Он встретится со Шримати Радхикой в кешава-кундже. Слово кеша означает «волосы». Шрила Рупа Госвамипад прекрасно описал это. Иногда из-за того, что рядом находятся Чандравали или другие сакхи, Шри Кришна не может напрямую раскрыть место свидания.
Нужно понимать, что в наши дни не существует таких строгих моральных принципов и социальных устоев, как в ведические времена, когда Кришна пребывал на Земле. Сейчас это трудно представить, но тогда молодому человеку было не так-то легко заговорить с девушкой. Смех и шутки среди юношей и девушек были категорически запрещены. Им не разрешалось общаться друг с другом.
Поэтому Шри Кришна, чтобы никто не заподозрил, использовал определенные жесты и посылал секретные сигналы, дотрагиваясь до Своих волос. Таким образом они могли понять: «О! Сегодня Кришна встретится со Шримати Радхикой в кешава-кундже» (уединенная беседка, известная как Кешава).
Шрила Вишванатха Чакравартипад в своем комментарии также открывает множество эзотерических тайн. И наши Госвами в своих песнях на бенгали сладостно описывают, как Шри Кришна тайком встречается с гопи. Иногда Кришна сообщает Чандравали, что встретится с ней в определенном месте, но Он не будет делать этого на виду у Шримати Радхики. Так в этом университете изучают науку о том, как обмениваться сигналами и намеками.
Во время Враджа-мандала-парикрамы мы посещаем санкет-стхали, который находится между Нандаграмом и Варшаной. Санкет означает «подавать сигнал». Шри Кришна играет на флейте и созывает всех гопи, подавая им таким образом разные сигналы.
Итак, сначала в этом университете гопи обучаются, как подавать намеки. Затем их обучают перешептываться меж собой. Они не говорят о сокровенном открыто и вслух. Это назвается карна-карни. Как широко нужно открывать рот, какие темы должны обсуждаться, какие слова использовать – всем этим необходимо овладеть.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокрoвища сердца", глава 9