Каждая сакхи во Вриндаване ответственна за определенный вид служения. Тот же принцип касается и преданных. Например, если Гурудев приезжает в какую-то страну, кто-то из учеников едет в аэропорт его встречать, другой готовит пищу, третий делает еще что-то - разные духовные обязанности. Не должно быть так, чтобы все разом приехали в аэропорт. Кто тогда будет готовить, украшать асану Гурудева и заниматься прочим служением?
Подобно тому, как разные ученики берут ответственность за разные виды служения, на Голоке Вриндаване бесчисленные сакхи, служанки, обладают различными видами севы и дают наставления, спонтанно проявляющиеся в их сердцах. Они также украшают кунджу. Это описано в «Шри Гурваштаке».
Стихи «Шри Гурваштаки» необыкновенно важны. Всевозможные виды служения, «Говинда-лиламрита» и все книги Госвами заключены в ней. Как начинающий садхака, так и возвышенный преданный поет и памятует значение этого произведения, потому что его автор, Шрила Вишванатха Чакравартипад – это Шрила Рупа Госвами во втором теле. Он во всей полноте познал сердце Шри Рупы Манджари, поэтому некоторые вайшнавы говорят, что Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур – это та же Рупа Манджари. Как бы возвышенные вещи проявились в сердце Шрилы Вишванатхи Тхакура без благословений Шри Рупы Манджари?
Шрила Вишванатха Чакравартипад в шестом стихе, медитируя на гуру-рупа сакхи, говорит:
никунджа-йуно-рати-кели-сиддхайаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри чаранаравиндам
''Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень умело помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, делают в рощах Вриндавана различные приготовления, чтобы довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубочайшем смирении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя''.
В месте, где проходят никунджа-лилы Радхи и Кришны, гуру-рупа сахки и манджари дают разные виды наставлений и составляют план служения. Лалита и Вишакха так же принимают их наставления с огромным почтением. Гуру-рупа сакхи и манджари говорят, что Радха и Кришна должны встретиться именно так, и кунджа должна быть украшена именно таким образом.
Все манджари обладают различными видами служения. Они познали сердце Шримати Радхики и Кришны и потому так прекрасно служат.
Если вы хотите служить гуру надлежащим образом, вы должны познать его сердце. Иногда Гурудев говорит ученику: «Я хочу горячей воды», но ученик, пытаясь сделать лучше, приносит холодное молоко или манговый сок. Не надо этого делать. Надо попытаться понять сердце Гуру. А иначе как служить?
Поначалу будет много ошибок, но путем повторного служения вы поймете сердце своего Учителя и сможете служить должным образом.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 24 апреля 2011