Вчера был день ухода Шрилы Харидаса Тхакура. По этой причине я бы хотел рассказать о его славе. Господь Шри Чайтанья Махапрабху дал ему титул намачарьи. Намачарья значит «ачарья святого имени». Такой титул Харидас Тхакур получил потому, что полностью предался лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Каждый день он повторял три лакха шуддха-намы, чистого святого имени.
Несмотря на то, что семья Харидаса Тхакура принадлежала к низкой касте, сам он был брахманом высочайшего уровня, поэтому Шриман Махапрабху называл его Брахма-Харидас. На самом деле, Харидас Тхакур – это объединенный образ Прахлады Махараджа и Брахмы. Брахмаджи как-то раз совершил оскорбление лотосным стопам Кришны, похитив Его друзей и телят. В «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шукадева Госвамипад описывает эту говатса-харана-лилу.
Когда Кришна освободил Агхасуру, Брахмаджи увидел, как душа демона вошла в сияние кончиков ногтей на стопах Кришны, и поэтому он подумал, что Кришна – Бхагаван. В писаниях говорится, что демоны, убитые Господом Хари, входят в это сияние. На следующий день Кришна совершал сладостные лилы со Своими друзьями, принимая остатки их пищи. Это очень сильно обеспокоило Брахмаджи, поскольку он знал из писаний, что Господь никогда не принимает трапезу после кого бы то ни было. Напротив, все преданные, включая Нараду Риши и Шиву, стремятся получить остатки Того, что вкусил Бог.
Однажды Нарада Риши пришел на Вайкунтху. Господь Нараяна в это время только закончил принимать прасад, и Лакшми-деви дала Нараде Риши немного остатков прасада Господа. Приняв его, Нарада Риши преисполнился экстатических чувств. Непрестанно повторяя святые имена, он добрался до Кайласа. Шиваджи спросил у него: «Что случилось с тобой? Не помня себя от радости, ты воспеваешь имена Господа». Тогда Нарада Риши рассказал ему причину своего восторга. Узнав об этом, Шива тоже захотел принять остатки прасада Господа Вишну, но Нарада Риши сказал, что ничего не осталось. Шиваджи выпытывал: «Ну, может, у тебя осталась хотя бы крошечка?» Нарада Риши заметил небольшое количество прасада у себя под ногтями, и дал его Шиве. Лишь коснувшись его, Махадев охмелел от его нектарной сладости. Он плакал, смеялся, катался по земле и воспевал харинаму. Таково могущество остатков прасада Господа Нараяны!
Пища, предложенная Божествам, именуется маха-прасадом. А когда чистый преданный принимает этот маха-прасад, его остатки становятся маха-маха-прасадом. Таким образом, Шива принял маха-маха-прасад. В то же самое время к нему подошла его супруга Парвати Деви. Она спросила его:
– О мой муж, сегодня ты повторяешь так много святых имен, танцуешь, поешь, катаешься по земле. Что с тобой случилось?
– Я принял остатки пищи Господа Вишну.
– Но почему ты не поделился со мной?
– Нарада Риши дал мне всего одну крошечку.
– Ты – мой супруг! – разгневалась Деви Парвати. – И ты не дал мне ни крошки из остатков прасада Господа Нараяны?
Она прокляла Шиву, сказав ему: «С сегодняшнего дня никто никогда не будет принимать остатки твоей пищи!»
Все писания прославляют три вещи: воду, которая омывала стопы Господа или Его чистого преданного, пыль с лотосных стоп чистого преданного и остатки пищи чистого преданного. Если вы с твердой верой примете их, то кришна-према сама по себе проявится в вашем сердце. В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет:
бхакта-пада-дхули ара бхакта-пада-джала
бхакта бхукта-авашеша — тина маха-бала
эи тина-сева хаите кришна-према хайа
пунах пунах сарва-шастре пхукарийа кайа
(Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила, 16.60-61)
[«Пыль со стоп чистого преданного, вода, которой омывали его стопы, остатки его пищи и слова из его уст (хари-катха) обладают неизмеримым могуществом. Если садхака оказывает всему этому почтение, в его сердце легко появляется кришна-према. Все писания провозглашают эту истину вновь и вновь». ]
«О мой дорогой друг, я взываю к тебе, с твердой верой принимай эти три вещи». Это очень важно. В нашем Рупа-Санатана Гаудия Матхе в одного брахмачари вселился призрак. Он сказал ему: «Я перестану тебя беспокоить, если ты дашь мне воду, которая омыла стопы Шрилы Ваманы Госвами Махараджа». Брахмачари стал объяснять: «Махарадж много лет не приезжал во Вриндаван», – но призрак сказал: «Нет, семь лет назад он был во Вриндаване, и у одного бабаджи, послужившего его лотосным стопам, осталась его чаранамрита. Она хранится в его комнате. Отправляйся туда и принеси ее мне. Тогда я оставлю тебя». Когда брахмачари раздобыл эту воду и дал ее призраку, тот выпил ее и вмиг освободился из материального мира. Это правда. Если вы примете эти три вещи с верой, гарантировано, что ваше бхакти возрастет.
Итак, возвращаемся к истории. Брахмаджи знает все, но его ум был обеспокоен. Он начал сомневаться насчет Кришны, является ли Тот Господом или нет. И когда Кришна отошел от Своих друзей и телят, Брахма перенес их в пещеру. Затем Кришна вернулся на то же самое место и не мог понять, куда подевались Его друзья и телята. Совершая Свои наравата-лилы (игры, подобные человеческим), Кришна сжимал в ладони горсточку риса и думал: «Где же Мои друзья и телята?» А Брахма в это время вернулся на Сатьялоку. Но до этого Кришна принял его облик и сказал стражникам Сатьялоки: «Если придет кто-то, похожий на Меня, вы не должны впускать его». И когда пришел сам Брахмаджи, привратник сказал ему: «Эй, кто ты такой?» «Я – Брахма!» – ответил его хозяин. Но стражник сказал: «Нет-нет. Ты лжешь. Наш господин уже внутри». Брахмаджи попытался доказать свою правоту, но тщетно, и тогда он вернулся в Гокулу, в то место, где Кришна со Своими друзьями как ни в чем не бывало продолжал пасти телят.
Четырехглавый Брахмаджи был совершенно обескуражен. Он поспешил в пещеру, куда накануне спрятал друзей и телят Кришны, и увидел, что они по-прежнему лежат там без сознания. Тогда Брахма понял, что Кришна – это Бхагаван. Он осознал, что совершил оскорбление лотосным стопам Господа, приняв Его за обычного пастушка, и не знал, что делать. Затем Брахмаджи подошел к Кришне и стал предлагать свои поклоны Его лотосным стопам. Он цитировал Ему всевозможные ставы и стути и на все лады прославлял Его. Но Господь не придавал этому никакого значения. Тогда Брахма пошел на хитрость. Он произнес шлоку, в которой говорится об удаче враджаваси. Несмотря на то, что Кришна – это Пурна-Брахман и Санатана-пуруша, они считают Его своим другом и родственником. Субала и Шридам думают, что Кришна их друг, Нанда и Яшода относятся к Нему, как к своему сыну, а гопи видят в Нем своего возлюбленного.
Итак, Брахмаджи продекламировал этот стих, и Кришна улыбнулся. Тогда Брахма понял, что умилостивил Говинду, и совершил парикраму вокруг Него. Боясь, что Кришна передумает, он очень быстро обошел Его три раза вместо четырех и поспешил скрыться. Но до этого Брахмаджи успел увидеть четырехрукий образ Господа с шанкхой, чакрой, гадой и падмой (раковиной, диском, булавой и лотосом). Кришна проявил ее перед Брахмой, потому что его иштадев (поклоняемое Божество) – это Гарбходакашайи Вишну. Затем Брахмаджи увидел, что все пастушки и телята тоже приняли четырехрукий облик, поскольку все они были проявлены из Сваям-Вишну.
Я коротко объяснил вам эту брахма-вимохана-лилу. На самом деле Брахмаджи не похищал телят и пастушков. Он не может украсть то, что является вечным и трансцендентным. Наши Госвами объясняют: когда Брахмаджи собирался провернуть похищение, Йогамайя сделала так, что все истинные телята и пастушки исчезли, а на их место пришли другие. Таким образом, Господь Брахма никого не крал, но он очень сильно сожалел о содеянном. Несмотря на то, что Кришна дал ему Свою милость, Брахмаджи считал себя оскорбителем и хотел искупить свою вину. Поэтому он отправился в Шветадвипа-дхаму и стал совершать там суровые аскезы.
Наши писания объясняют, что если вы отправитесь в Шветадвипа-дхаму, или Навадвипа-дхаму, то все ваши грехи тут же будут разрушены, и вы сможете достичь шуддха-бхакти.
Когда Брахмаджи предавался аскезам, Кришна проявился перед ним и сказал:
– О Брахма, твое подвижничество удовлетворило Меня.
Брахма ответил:
– Если Ты действительно доволен Мною, могу ли я просить Твоего благословения?
– Чего ты хочешь?
– Я хочу послужить Тебе в Твоих лилах!
Тогда Кришна сказал: «После Двапара-юги Я проявлюсь как Шачинандана Гаурахари. Моя гаура-лила будет проходить в Навадвипа-дхаме, и ты должен будешь помочь Мне в Моей нама-санкиртане. Ты будешь проповедовать святые имена». С этими словами Господь проявил перед Брахмой облик Шри Чайтаньи Махапрабху. Вновь и вновь Брахмаджи склонялся перед Его стопами.
Шри Кришна провозгласил: «В Кали-югу Я приду как Гаурасундара, и ты будешь помогать Мне проповедовать». Брахмаджи ответил: «Хорошо, Прабху! Я всегда буду с Тобой и вечно буду служить Твоей нама-санкиртане. Но мне нужно еще одно благословение – я не хочу рождаться в брахманической семье. Пожалуйста, позволь мне принять рождение в семье млеччхов (представителей низкого социального статуса). Тогда я смогу быть очень смиренным и буду служить Твоим лотосным стопам». Кришна согласился, даровав ему такое благословение. Поэтому Брахмаджи пришел в эту Кали-югу в облике Шрилы Харидаса Тхакура. Он был рожден в семье мусульман. Йогамайя устроила все так, что при его рождении в его тело вошел и Прахлада Махарадж. Поэтому Харидас Тхакур представляет из себя единый облик Брахмы и Прахлады. На самом деле, он – вечный спутник Господа Чайтаньи Махапрабху на Шветадвипе, в трансцендентном мире.
В другой Пуране объясняется еще одна история. Как-то раз сын одного садху поклонялся Божествам, предлагая им листья Туласи. Когда его отец увидел, что тот не помыл листья, он сказал ему: «Ты предлагаешь листья Туласи, не омыв их? Это оскорбление!» Садху проклял сына принять рождение в семье млеччхов, и тот родился как Харидас Тхакур.
Итак, Шрила Харидас Тхакур принял рождение в семье мусульман, но с самого детства он спонтанно погружался в воспевание святых имен. Мусульмане сказали ему: «Эй, Харидас, почему ты повторяешь имена индуистских богов?» Харидас Тхакур ответил: «Это имена Господа, а Он не принадлежит ни индусам, ни мусульманам». Но мусульмане сказали: «Нет, повторяй только имя Аллах». Однако, Харидас Тхакур дал им понять, что хочет воспевать лишь сладостные имена Господа Кришны. Это очень разозлило мусульман, они жестоко избили его. Но Харидас Тхакур сказал: «Даже если вы разрежете меня на тысячу кусочков, я не перестану повторять святые имена».
кханда кханда хаи деха йайа йади прана
табу ами вадане на чхади хари-нама
(Шри Чайтанья-бхагавата, Ади-кханда, 16.94)
Такова его личность. Вы читали мою книгу «Сокровища сердца»? Это комментарии на произведение «Шри Харинама-чинтамани» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Читайте ее, она очень могущественная. Там приведен разговор между Господом Чайтаньей Махапрабху и Харидасом Тхакуром.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Филиппины, 6 сентября 2017