Существует два метода садханы для осознания своей истинной природы: вайдхи-марг и рагануга-марг. На уровне садханы преданный следует всем правилам и предписаниям шастр. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет:
видхи-марга-рата джане свадхината ратна дане
рага-марге каран правеша
рага-вашаварти хаийа паракийа бхавашрайе
лабхе джива кришна-премавеша
кришна-нама дхаре ката бала
(Шри Шри Кальяна Калпатару («Древо желаний всего благоприятного»),
Преисполненный духовными эмоциями /Уч-чхваса/,
Шрила Бхактивинода Тхакур)
«Тому, кто твердо следует всем регулирующим принципам (с ништхой), святое имя дарует сокровище независимости, направляя его на путь спонтанной преданности (рагануга-бхакти). Такая личность, охваченная спонтанным влечением к Господу, принимает прибежище у настроения паракии и постепенно погружается в любовь к Шри Кришне».
Ваидхи-марга-рата джане указывает на того, кто не только придерживается правил и предписаний, но и всегда погружен в особое настроение враджа-гопи и следует по их стопам. Это называется рага-марг. В шастрах говорится:
шрути-смрити-пуранади-
панчаратра-видхим-вина
аикантики харер бхактир
утпатайаива калпате
(Шри Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.101)
«Тот, кто с преданностью служит Господу Хари, но при этом пренебрегает предписаниями шрути, смрити, Пуран и ”Нарада-панчаратры”, становится лишь источником беспокойства для людей».
Некоторые люди думают, что, поскольку они погружены в служение, то им не нужно следовать правилам и предписаниям. Это называется утпатаяива-калпате-бхакти. Утпата – означает «беспокойство», поэтому такое поведение есть не что иное, как «бхакти, беспокоящее общество». Шастры говорят: шрути-смрити-пуранади-панчаратра-видхим-вина. Если вы не следуете всем правилам и предписаниям, указанным в шрути, смрити и «Нарада-панчаратре», и думаете: «Я погружен», то это «бхакти, причиняющее беспокойства». Шастры не одобряют такого рода мышление и поведение и наставляют следовать вайдхи-бхакти.
Наши Госвами в своей садхака-дехе следовали всем правилам и предписаниям шастр, что подтверждается в ранее цитируемом стихе, начинающимся со слов санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих.
Санкхйа-пурвака означает, что все должны ежедневно читать строго определенное количество кругов святого имени.
Нама-гана-натибхих указывает на прославление сладостных лил Шри Шри Радха-Кришны. Следующий стих служит тому примером:
кришна дева бхавантам ванде
ман-манаса-мадхукарам
арпайа ниджа-пада-панкаджа-макаранде
йадйапи самадхишу видхир апи пашйати
на тава накхагра-маричим
идам иччхами нишамйа тавачйута
тад апи крипадбхута-вичим
(Кришна дева! Бхавантам ванде
(«Бхагаван Шри Кришна, я возношу Тебе молитву»). Става-мала,
Шрила Рупа Госвами)
«О Бхагаван Шри Кришна! Услышь мою молитву. Позволь пчеле моего ума постоянно вкушать ароматный мед Твоих лотосных стоп. Иными словами, пусть мой ум погрузится в сладостную расу, которую источают Твои стопы, чтобы ничто другое его больше не привлекало. Даже сам Брахма, погруженный в самадхи, не видит сияние, исходящее от ногтей на Твоих стопах. И все же, о Ачьюта, услышав о Твоей поразительной милости, я жажду получить ее».
Другими словами: «О Господь Кришна, я предлагаю Тебе свою молитву. Мой ум подобен пчеле, а Твои лотосные стопы полны нектара. Пусть мой ум будет предложен Твоим лотосным стопам. Даже Брахма в глубоком самадхи (трансе) не может увидеть кончиков Твоих ногтей, от которых исходит ослепительное сияние. И все же я желаю этого, поскольку слышал о Твоей удивительной милости».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 7