Жил как-то один царь. У него было четыре сына. Принцы росли беззаботно, не зная ни в чем нужды. Они очень гордились несметными сокровищами отца, но сами не проявляли ни малейшего интереса к управлению царством. Царь уже состарился, приближалось время, когда нужно было передать бразды правления достойному наследнику. И тогда монарх задумался, кому же из сыновей он может доверить царство. «Нет, ни один из моих сыновей не годится на пост царя! — решил он. — Что у них на уме? Одни забавы и наслаждения. Лучше я преподам им урок. Я задействую их в служении. Тогда они обретут квалификацию и смогут взять на себя ответственность за страну».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада объясняет в бенгальском стихе: «Тот, кто не берет ответственность на себя, является животным, а не человеком».
Все начинается дома: мать несет ответственность за ребенка, муж за жену. У каждого человека есть какая-то сфера ответственности: перед родителями, перед обществом, перед страной. Так это или нет? Но если вы просто едите, спите, совокупляетесь и обороняетесь, то ваша жизнь ничем не отличается от жизни собаки или кошки.
Итак, вернемся к нашей истории. Царь позвал принцев и обратился к ним с такой речью: «О мои сыновья, близок час моей смерти. Быть может, через пару лет или пару месяцев я оставлю свое тело. И кто же тогда станет истинным царем в моем царстве? Кто займет мое место? Я должен решить, кто из вас самый достойный».
В материальном мире родственники враждуют друг с другом. После смерти родителей дети отвоевывают друг у друга наследство, отправляются в суды и заявляют о своем праве на владение имуществом родителей.
«Поэтому, — продолжал царь, — я решил устроить для вас испытание. Победитель будет достоин занять мое место и править царством!»
И четыре сына согласились:
— Отец, поведай нам, что мы должны делать?
— Дети мои, каждому из вас я дам по сто тысяч рупий на срок в один год, — ответил царь. — Отправляйтесь в другие страны по своему усмотрению и распорядитесь этими деньгами так, чтобы они приумножились. По истечении года вы должны вернуться в наше царство и рассказать, чем занимались, что заработали и что потеряли. Тогда-то и станет ясно, кто из вас достоин владеть троном царя.
Выслушав отца, сыновья забрали деньги, каждый по сто тысяч рупий, и разошлись в разные стороны. Шло время, и ровно через год принцы вновь собрались в отчем доме. Первый сын принес отцу четыреста тысяч рупий, в четыре раза ему удалось приумножить выданный царем капитал. Отец остался очень доволен и похвалил сына за его разумность.
Второй сын поднес отцу триста тысяч.
— Очень хорошо! — порадовался царь и обратился к третьему сыну. — Теперь твоя очередь. Покажи результат своих трудов.
— Отец, я не такой смышленый, как старшие братья. — отвечал третий сын. — Мне удалось всего лишь вдвое увеличить твой капитал. Итого у меня на руках двести тысяч рупий.
— И это неплохо, — одобрил царь.
Дошла очередь до четвертого сына. Худой и изможденный он стоял перед отцом, потупив взгляд, и лил слезы:
— Отец, ты дал мне сто тысяч рупий. Но я все потерял.
Припав к стопам отца, он продолжал плакать. И сердце царя смягчилось:
— Расскажи подробнее, что случилось? Чем ты вообще занимался?
— Я взял твои деньги и хотел вложить их в какой-нибудь бизнес. Но не успел я еще хорошенько все обдумать, как встретил друзей. Мы вместе предались наслаждениям и спустили половину денег на алкоголь и развлечения. Очнувшись от пьяного угара, я решил, что оставшиеся пятьдесят тысяч рупий я обязательно вложу в достойное прибыльное дело. Но вновь пустился в загул: я пил, гулял, играл в азартные игры. Наслаждался, как мог, и ни копейки не вложил в бизнес. Сейчас я нищий, болен раком и умираю. Отец, я не хотел идти на встречу с тобой. Мне трудно смотреть тебе в глаза. Твоя милость не знает границ, но я не достоин быть у твоих стоп. У меня нет никаких хороших качеств, и лучше мне покончить с жизнью, чем оставаться пятном на твоем честном имени, — так закончил свой рассказ младший сын.
Омывая слезами стопы отца, он полностью предался ему, сокрушаясь о своем беспутстве.
Когда же царь услышал эти слова, его сердце растаяло:
— О мой сын, ты сожалеешь о том, что сделал, и этого достаточно для меня. Успокойся.
— Отец, я не хочу быть царем, я не достоин твоего трона. Если ты сочтешь нужным даровать мне жизнь, этого достаточно для меня. Я обещаю, что впредь не буду больше грешить.
Тогда царь приказал советнику принести из сейфа золотую коробку. На глазах всех четырех сыновей советник открыл эту коробку и вынул из нее коробочку поменьше, серебряного цвета. Внутри серебряной коробки оказалась еще одна, украшенная красивыми дорогими каменьями. Тогда царь открыл ее и вынул сияющий драгоценный камень.
— Мой младший сын, — позвал царь, — взгляни! Это чинтамани — камень, исполняющий все желания. Возьми. Я отдаю его тебе.
Тогда три старших сына разгневались:
— Отец! Он спустил все твои деньги, пренебрег твоим наставлением. И за это ты даешь ему столь бесценное сокровище? Это несправедливо! Ты должен разделить его на четыре части!
Царь стал очень серьезным.
— Не ссорьтесь друг с другом, это мое имущество, и мне решать, как им распорядиться. Этот камень чинтамани я дарую моему младшему сыну, — уверенно заявил царь и обнял содрогающегося от плача сына, уста которого твердили одно: «Я — твой, я — твой», — а руки обнимали стопы отца, воздавая ему пранамы.
В чем смысл этой истории? Царь олицетворяет Господа, Бхагавана. Его четверо сыновей — это Сатья-, Трета-, Двапара- и Кали-юги. В первые три юги люди могут совершать очень много из того, что невозможно в Кали-югу. Каковы хорошие качества Кали Махараджа? Их нет! Только дурные качества. Туласи дас в «Рама-чарита-манасе» на хинди очень ярко описывает деятельность Кали-юги. Что происходит сегодня? Молочники ходят от двери к двери, предлагая купить молоко, несущее всем здоровье, но к продавцам алкоголя толпы людей устремляются сами. В Кали-югу люди не способны безупречно совершать медитацию, огненные жертвоприношения и поклонение Божествам. Но что возможно в этот век вражды и лицемерия? Предаться Господу. Именно в эту эпоху Господь дарует чинтамани, камень исполнения желаний, тем, кто предался Его лотосным стопам. Что это за камень? Харинама! В этом преимущество Кали-юги.
Шрила Джива Госвамипад говорит: «Господа можно достичь разными способами. Но в Кали-югу это нама-санкиртана». Поэтому святое имя называется нама-чинтамани. Повторяйте святые имена, вручив себя царю, Кришне, и они исполнят все ваши желания!
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе