Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что если садхака хочет совершать бхаджан и садхану в настроении супружеской любви, он должен следовать наставлениям враджа-гопи. Об этом же говорит и Шрила Рагхунатха дас Госвами – чтобы полностью погрузиться в божественное настроение любви Шримати Радхики, нужно следовать трем наставлениям.
Первое – необходимо принять полное прибежище у лотосных стоп Шримати Радхики:
ананйа-шри-радха-пада-камала-
дасйаика-расадхир
харех санге ранга-свапана-самайе
напи дадхати
(Шри Вриндавана-махимамрита, 16.94)
«Служение исключительно лотосным стопам Шри Радхи – это океан трансцендентной расы. Тот, кто желает погрузиться в этот океан, никогда не захочет наслаждаться со Шри Хари даже в мечтах. Садхака должен всегда концентрировать свой ум лишь на лотосных стопах Шримати Радхики, думая: “Шримати Радхика – моя единственная госпожа”».
Второе – нужно жить во Врадже (тиштхан врадже). Но где? В радха-пада-анкита-бхуми, а не просто в любом месте Враджа. Особенно не стоит ходить в сакхи-стхали, кунджу Чандравали. Если вы отправитесь туда, Шримати Радхика не будет довольна вами.
Однажды, когда Шрила Рагхунатха дас Госвами совершал бхаджан на берегу Радха-кунды, один враджаваси принес ему масло в большой чаше из листьев. Рагхунатха дас спросил у него: «Откуда ты принес так много масла?» – «Сегодня я был в сакхи-стхали, кундже Чандравали, – ответил простодушный враджаваси, – и нашел там эту большую чашу». Шрила Рагхунатха дас Госвами не на шутку разгневался и, схватив палку, погнался за ним, крича: «Ты ходил к Чандравали – сопернице моей свамини Радхи!?»
Существует так много свидетельств, что следует не просто жить во Вриндаване, а оставаться только в том месте, которое украшено отпечатками лотосных стоп Шримати Радхики. Радха-пада-анкита-бхуми относится к местам, где Радха и Кришна совершали Свои возвышенные сладостные любовные игры. Это – Нидхуван, Никунджаван, Сева-кунджа, Тер-кадамба, Радха-кунда и Гирирадж Говардхан и другие. Все наши Госвами совершали бхаджан и садхану в местах лил Шримати Радхики, которые покрыты отпечатками Ее стоп.
Третье – необходимо общаться с возвышенными святыми личностями и духовными учителями, которые искусны в том, как наслаждаться сладостными вкусами Враджа (враджа-расика садху и гуру) и которые всегда погружены в нектарные игры Шри Шри Радхи-Кришны. Шрила Бхактивинода Тхакур очень ясно объясняет это в своей «Шри Харинама-чинтамани»:
садхана бхаджана сиддхи лага лагите
линга бханга сиддхи томаро крипайа
«Духовная цель будет достигнута, когда исчезнет материальное покрытие. Как только преданный станет непреклонным в своем стремлении обрести расу, перестанет существовать разрыв между садханой (практикой) и бхаджана-сиддхи (совершенным поклонением). Тогда вскоре начнет проявляться его духовное тело – тело слуги Господа, и по милости ютхешвари преданный преисполнится влечением к Шри Кришне. Это сильное духовное влечение устранит все грубые и тонкие материальные представления о теле, которые связывали его с того времени, когда он отвернулся от Кришны. Так джива вступает во Врадж в своем изначальном духовном облике».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 6