В начале нашей духовной жизни некоторые виды кармы, гьяны, йоги и тапасьи необходимы для бхакти, но мы не должны позволять нашим сердцам покрываться ими. Нам нужно принять лишь все самое благоприятное. Что именно? Сначала мы практикуем карма-мишра-бхакти, то есть предлагаем Кришне карму. Мы должны все время культивировать шастра-гьяну, потому что без нее мы не сможем отличить прасад от бхоги. Это особенно характерно для западных стран, где многие люди не видят разницы между предложенной и непредложенной пищей.
Как вы сможете отличить уттама-бхагавату, возвышенного чистого преданного от млеччхи, нецивилизованного человека? Это сложно сделать. Уттама-маха-бхагавата не видит разницы между прасадом и бхогой, для него все одинаково.
Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом Адвайты Ачарьи. Шри Адвайта Ачарья был совершенным брахманом и следовал всем правилам и предписаниям шастр. Он приготовил много вкусных блюд, предложил их своему Божеству и затем угостил прасадом Нитьянанду Прабху. После принятия прасада Господь Нитьянанда взял недоеденную пищу и начал разбрасывать ее по дому. Адвайта Ачарья очень рассердился и отчитал Его: «Эй, Нитьянанда! Что ты делаешь? Ты загрязняешь всех нас остатками Своей пищи!»
Нитьянанда Прабху – авадхута. Он за рамками правил и предписаний. Кроме того, Он - уттама-уттама-махабхагавата, который не может даже подумать: «Это хорошо, а это плохо», поскольку повсюду видит Своего Иштадева. Но Адвайта Ачарья рассердился на Нитьянанду Прабху и сказал Ему: «Это неправильно!»
Мы не можем что-то предлагать Божеству грязными руками. Мы не Субал, Мадхумангал, мама Яшода или гопи. Нам не следует предлагать остатки своей пищи Кришне. Но Субал и Шридам могут это делать, и Кришна с радостью принимает это, потому что они - Его нитья-парикары, вечные спутники, и для них не существует правил. Но мы - не враджаваси, а баддха-дживы, обусловленные души. Мы нанесем оскорбления Господу, если будем подражать Его вечным спутникам. Нам нельзя принять прасад, и, выпачкав в нем всю одежду, предлагать остатки своей пищи на алтаре.
Поэтому, одной из важных мыслей в шлоке «аньябхилашита шуньям», является то, что в начале духовной жизни необходима некоторая гьяна. По этой причине Шестеро Госвами Вриндавана – Шри Рупа, Санатана, Джива, Гопала Бхакта, Шрила Рагхунатха Дас и Шрила Рагхунатха Бхакта Госвами - написали много прекрасных книг, таких как «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани», «Хари-Бхакти-Виласа» и другие. Все эти священные писания подробно объясняют, что такое бхакти. Без этих путеводных книг мы бы не узнали, что можно делать, а что нельзя, и не смогли бы практиковать чистое преданное служение.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга «Шри Вьяса-пуджа»