Все ваши действия должны соответствовать вашей квалификации. Если вы раньше времени будете слушать возвышенную катху, то к вам придет некоторая гордыня, мол, я уже все понял. Вы станете эгоистичными и не получите блага. Но если вы будете слушать о славе великого милостивого святого имени, то сможете достичь общения с садху, затем слушать хари-катху от них, и это будет великим благом для вас.
Шрила Вишванатха Чакравартипад приводит следующую аналогию. Представьте маленького мальчика, который учится в начальной школе. Что будет, если начать преподавать ему темы из университетской программы обучения? Будет ли в этом прок? Вначале ему следует выучить алфавит, затем, постепенно обучаясь, он будет переходить из одного класса в другой, и только потом «созреет» для сложных тем.
Если вы не воспеваете святое имя, и у вас есть анартхи в сердце, какое благо вы получите от слушания «Удджвала-ниламани»? Иногда я затрагиваю эти темы в хари-катхе лишь для того, чтобы пробудить в вас вкус к воспеванию.
Мать хранит драгоценности, чтобы передать их своей дочери, когда та вырастет. Если маленькая дочь будет требовать: «Мама, дай мне их сейчас!», – что ответит ей мать? «Нет, ты еще мала. Если я дам их тебе, ты потеряешь их или кто-нибудь отберет их у тебя».
Как-то Шачимата украсила маленького Нимая прекрасными драгоценностями, и это увидели воры. Они подкрались ко двору дома, а Нимай подумал: «В кришна-лиле Я величайший вор! Неужели вы думаете, что сможете что-то украсть у Меня? Весь мир принадлежит Мне! Вам не под силу похитить даже Мое имя Чор!»
Подобравшись к Нимаю, разбойники посадили Его на плечи и убежали. Блуждая по всей Навадвипе, они искали безлюдное место, чтобы поскорее снять все украшения с малыша, но Нимай устроил все так, что им это никак не удавалось. По причине действия Йогамайи воры сбились с пути и прибежали к дому Шачиматы. От испуга они сбросили Нимая и пустились наутек.
Итак, сможет ли маленький ребенок правильно распорядиться врученной ему драгоценностью? Даже если он будет плакать, требуя ее, мать скажет ему: «Она и так твоя, но вначале подрасти, и тогда я отдам тебе ее». Затем ребенок вырастет и получит семейную ценность.
Тот же принцип действует и в сиддханте Гаудия-вайшнавов. Совершая садхану, практикующий постепенно «растет», проходя уровни от шраддхи до асакти. На уровне асакти заканчивается стадия садхана-бхакти, после чего, прогрессируя, садхака восходит на уровень бхава-бхакти.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Дели, 31 марта 2017