Вопрос: Какой тилак носит Шримати Радхарани?
Шрила Гурудев: Саубхагья-тилак или тилак удачи. В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами прославляет Шримати Радхику. Она обладает двадцатью пятью основными качествами, и среди них упоминается лалате саубхагья тилак, символ удачи, благодаря которому Радхарани может встретиться с Кришной. Тилаки, которые мы наносим также являются тилаками удачи. В «Чайтанья-чаритамрите» в разговоре между Раем Раманандой и Господом Чайтаньей Махапрабу Рай Рамананда прославляет Шримати Радхику:
сеи махабхава хайа `чинтамани-сара'
кришна-ванчха пурна каре эи карйа танра
`махабхава-чинтамани' радхара сварупа
лалитади сакхи - танра кайа-вйуха-рупа
(Ч.-ч., Мадхья, 8.164-165)
«Этот высочайший экстаз Шримати Радхарани представляет самую суть духовной жизни. Единственное занятие Радхарани - выполнять желания Кришны.
Шримати Радхарани - это бесценнейший духовный бриллиант, тогда как остальные гопи - Лалита, Вишакха и другие - являются продолжениями Ее духовного тела»
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами обьясняет, что Шримати Радхика наносит саубхагья-тилак на Свой лоб. Этот тилак носит название чару лалате удджвал, поскольку он источает очень светлое алмазное сияние:
саубхагйа-тилака чару-лалате уджджвала
према-ваичиттйа - ратна, хридайа - тарала
(Ч.-ч., Мадхья, 8.176)
«На Ее красивом высоком лбу сияет тилак удачи. Разнообразные проявления Ее любви - это драгоценный камень, а сердце - медальон».
Према-вайчитья - это такое состияние Шри Радхи и Кришны, когда Они находятся вместе, но все же чувствуют, что разлучены. Такое настроение особенно характерно для Шримати Радхики. Есть одна лила, которая это описывает.
Как-то Радха и Кришна встречались на Према-сароваре. Кришна гладил волосы Радхи. В это время туда прилетел один шмель и попопытался сесть на Ее лотосное лицо. Почувствовав беспокойство, Радхарани стала отмахиваться от назойливого шмеля. Кришна тоже забеспокоился, потому что не мог получить даршан лотосного лица Радхики. Он подал знак Мадхумангале. Tот взял палочку и, побежав за шмелем, прогнал его.
Через некоторое время Мадхумангала вернулся и сказал: «Мадхусудана ушел. Он больше никогда не вернется». Слово Мадхусудана истолковывается двояко: оно указывает либо на черного шмеля либо на Кришну, так как Кришна, подобно шмелю, всегда вкушает сладостные вкусы из сердец гопи, в особенности, из сердца Шримати Радхики.
Таким образом, когда Шримати Радхарани услышала, что Мадхусудана ушел и больше никогда не вернется, Она подумала: «Ах, Кришна не со Мной!». Несмотря на то, что Радхарани сидела на коленях у Своего возлюбленного, Она подумала, что Он ушел, и погрузилась в глубокую разлуку с Ним. Восклицая: «Ха Кришна! Ха Кришна!» - Шри Радха потеряла сознание. Такое состояние именуется према-вайчитья ратна хридая тара. Шримати Радхика хранит множество сокровищ, драгоценных камней. Что это за сокровища? Это ценности ее сердца, которое полностью тает от любви и привязанности к Кришне.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Голландия, 14 декабря 2018