Вопрос: Если кто-то придерживается четырех принципов, но в уме нарушает их, значит ли это, что он им не следует?
Шрила Гурудев: Ум всегда хочет куда-то бежать. Природа обусловленной души такова, что она думает в уме то о плохих, то о хороших вещах. В Кали-югу есть такое послабление: если кто-то совершает плохие вещи в своем сознании, то к нему не придут никакие греховные реакции, но если он совершает в сознании нечто хорошее, то он получит за это благо. Например, вы думаете про кого-то: «Я убью его!» Убийство - это грех, но в писаниях говорится, что если вы не убили никого физически, это не является оскорблением. Понимаете? С другой стороны, если вы постоянно будете думать о чем-то плохом, это потревожит вам ум, и однажды вы сделаете на физическом плане то, о чем думаете. Поэтому даже в уме не следует совершать грехи.
Что касается благих мыслей, то тут Кали-юга дает особую милость. Допустим, если вы еще ничего не сделали, а просто в уме подумали пожертвовать корову брахману, это вам засчитается как добродетель. Так же было и в другие юги. Когда Кришна явился в темнице Камсы, то Васудева Махарадж в своем уме раздал пожертвования в качестве коров тысячам-тысячам брахманов, и это действие было тождественно пожертвованию в реальной жизни.
Теперь вы можете подумать: «Ой, не буду никому давать пожертвования. В уме пораздаю». Но нет. Вы должны жертвовать деньги. Не обязательно раздавать коров брахманам, но вы должны что-то дать. Если у вас нет денег, это не проблема. Вот у меня ничего нет. Что мне делать? А если у вас есть возможность что-то давать, но вы думаете: «Нее, Гурудев сказал только мысленно делать пожертвования», - на это я вам скажу: «Хорошо, тогда мысленно принимайте прасад и делайте все остальное». (смех). Что вы мне ответите? «Нет-нет, Гурудев, прасад мне нужно принять по-настоящему».
Как следует разберитесь с этим вопросом и со всей таттва-сидхантой: что делать, чего не делать. Вы должны очень ясно понимать все это.
Преданный: А как на счет оскорбления вайшнава в уме? Например, он пришел а я мысленно не счастлив при его появлении.
Шрила Гурудев: Вы всегда должны быть счастливы при виде вайшнавов.
Преданный: А если человек внешне не показывает, но в уме не испытывает счастья?
Шрила Гурудев: Что только в уме несчастлив? Почему?
Преданный: Ну, по какой-нибудь причине.
Шрила Гурудев: Ты сам должен разобраться, почему это происходит.
Преданный: Например, мне сказали что-то, что мне не понравилось.
Шрила Гурудев: Однажды Шрила Рупа Госвами, который является Рупой Манджари, в своем трансе погрузился в самадхи-дашу и засмеялся, увидев следующую лилу: Шримати Радхика собирала цветы на ветке дерева. Кришна, которого Она не видела, придавил Своей стопой эту ветвь к земле, а потом резко убрал ее, и Шримати Радхика, не успев отпустить ветку, взмыла ввысь. Наблюдая за этим, все манджари, в том числе и Рупа Манджари начали хлопать в ладоши и улыбаться. В то время как Шрила Рупа Госвами созерцал эту лилу, к нему пришел Канджа Кришнадас, и подумал, что тот смеется над его увечьем в теле. На самом деле Рупа не смеялся над ним, но из-за реакции Канджи Кришнадаса он больше не мог видеть лилу в своем сердце. Таким образом Шрила Рупа Госвами показывает дживам, как можно поступать, а как нельзя.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Сан-Паулу, 20 января 2017