Наши госвами в своих писаниях объясняют, что глаза гопи - минакши, т.е. они продолговатые и по форме напоминают рыбок. По этой причине Шримати Радхику еще называют Минакши. Данное сравнение не означает, что Ее глаза такие же как у рыбы, но говорит о том, что форма глаз Радхарани напоминает очертания рыбки. Другое сравнение, которое приводят наши госвами - камала-найана, лотосоподобные глаза. Аравинда-нетрам. Глаза Шримати Радхики настолько красивы, что это невозможно описать. Если вы попытаетесь их с чем-то сравнить, то любые ваши сравнения будут неполноценными.
На самом ли деле глаза Шримати Радхики напоминают рыбок или лотос? Нет. По этой причине в книге «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет: «Когда садхака восходит на уровень бхава-даши, он может лишь на секунду получить прекрасный даршан своей Иштадеви. И тогда он начинает размышлять: «Почему же я объяснял в собрании ученых людей, что глаза Шри Радхи, Минакши-деви, напоминают по форме рыбок?»
Вы можете видеть множество картин, на которых глаза Шримати Радхики изображают именно таким образом, но на самом деле они не такие, потому что в материальном мире даются лишь материальные несовершенные примеры. Понимая это, садхака в огромном смирении говорит: «Горе мне, горе! Почему я так утверждал? Почему я давал такие толкования в собрании пандитов? Нужно полностью разрушить их сознание. Мои сравнения равносильны тому, как уподоблять крошечной горошине бескрайние Гималаи!»
В «Мадхурья-кадамбини» говорится об этом: «Гималайские горы прекрасные и бесконечные, а я давал такие пояснения перед слепцами, которые ничего не видят! Какой я еще могу привести пример? Мне просто приходится показывать горошину и говорить: ''Вот, посмотрите, это нечто подобное''. Но как можно сравнить Гималаи с горошиной?» Об этом говорится в восьмой главе. Читали? Если нет, то изучайте. Просто прочтите восьмую главу «Мадхурья-кадамбини», и этого будет достаточно. Не нужно никаких объяснений.
Представьте себе людей, которые ничего не знают о Гималаях. Они начинают спрашивать, как выглядят эти горы, а им показывают маленькую горошину и говорят: «Взгляните, вот это Гималаи».
Таким же образом, садхака, получив даршан прекрасного облика Шримати Радхики, не может объяснить, насколько же красивы Ее глаза. Почему мы приводим эти примеры с рыбкой и лотосом? Потому что в материальном мире нельзя подобрать никаких примеров, либо все они будут несовершенными. Мы можем объяснить вам что-то, исходя из ваших знаний и представлений. Это называется самведья. Сам означает «напрямую», ведья - «реализация». Если я буду говорить вам, как на самом деле выглядят глаза Шримати Радхики, вы этого не поймете, даже если я повторю свое объяснение тысячу раз. Кто может описать и прославить Радхарани? Наши госвами лишь слегка коснулись этой темы.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Лондон, 16 июня 2017