Вопрос: Верно ли, что сначала нужно концентрироваться на настроении разлуки Радхи и Кришны, и лишь потом на настроении встречи?
Шрила Гурудев: Попытайтесь понять, что есть два понятия: садхака и сиддха. Я отвечу на этот вопрос сначала с точки зрения садхаки, а потом сиддхи. Если у вас нет самбандха-гьяны, знаний о взаимоотношениях, то вы не сможете ощутить разлуку. Наш Гурудев написал статью в журнале Rays of the Harmonist о Шриле Вамане Госвами Махарадже. В ней он говорит: «Кто способен почувствовать разлуку? Если вы не встречались с кем-то, не служили ему, и у вас нет знания об отношениях с ним, то, как вы можете испытывать разлуку с этой личностью?» Если у вас нет парня или девушки, как вы сможете страдать, будучи разделенными с ними?
В материальном мире все обстоит именно так. Поэтому писания наставляют, что садхаке сперва надо развить отношения с Гуру и Кришной. В этом контексте Гурудев очень ясно описал - тот, кто служит Гуру и развивает взаимоотношения с ним, будет ощущать разлуку. В сознании Кришны тот же принцип: если нет отношений с Кришной, гуру, вайшнавом, то никогда не будет чувства разлуки. Поэтому сперва нужно совершать бхаджан-садхану и развивать самбандха-гьяну. На самом деле, осознаем мы это или нет, у нас всегда есть вечные взаимоотношения с Кришной. Кеха мане кеха на мане саба кришнера дас. Просто сейчас мы полностью охвачены майей и позабыли о Нем. Как напомнить себе о Кришне? В одинадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам» дается ясный совет - принять прибежище у стоп истинного Гуру. И затем придет самбхога, встреча. То есть на уровне садхаки нужно вначале попытаться встретиться. Тогда к вам придет настроение разлуки: "Где я, и где Кришна?"
Далее, если посмотреть на лилы Господа Чайтаньи Махапрабху, то Он не является ни садхакой, ни даже сиддхой. Он – Сваям Бхагаван, Верховная Личность Бога Кришна. Его невозможно поместить на платформу садхаки и сиддхи. Господь Чайтанья Махапрабху - это Кришна, который не смог реализовать три настроения Шримати Радхики в кришна-лиле.
шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат
тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
(Ч.-ч., Ади, 4.230)
«Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда луна возникла из глубин океана».
По трем упомянутым причинам Махапрабху приходит в этот мир в Кали-югу, принимая настроение и цвет тела Радхарани. Но Он действует подобно садхаке, давая наставления, как плакать по Кришне. Гауранга говорит: «О, моя мать. Всегда воспевай имена Кришны и плачь о Нем». Он принимает прибежище у стоп Ишвары Пурипада, тем самым давая нам много уроков, но в сердце ощущает разлуку Шримати Радхики. Посмотрите, когда Господь Чайтанья Махапрабху вернулся из Гайи, Он чувствовал ту же разлуку с Кришной.
Поэтому на уровне совершения садханы мы также должны чувствовать разлуку с Гуру и Кришной. Мы должны понять, что являемся вечными слугами Кришны. Тогда к нам придет чувство разлуки.
Что же касается сиддхи, того, кто находится на уровне совершенства, то он испытывает попеременно встречу и разлуку, разлуку и встречу. Хотя сиддха находится в материальном мире, произнося святые имена и созерцая всевозможные лилы, он то плачет (в лиле разлуки), то смеется (в лиле встречи).
Но вернемся к уровню садхаки. Господь Чайтанья учит нас плакать в разлуке с Кришной. Однако, мы не плачем по Нему, потому что у нас нет самбандха-гьяны с Ним. Мы плачем по копейке в этом материальном мире, потому что у нас есть отношения с ней. Потеряв жену, друзей, деньги, мы страдаем, но не пророним и слезинки от того, что утратили ценнейшую кришна-прему.
Сперва нужно служить Гурудеву. Это очень важно. Можно даже не служить Кришне. В этой жизни попытайтесь служить истинному гуру. Служить - это следовать его наставлениям. Не выполняйте указания Кришны. Он - большой обманщик. Если будете слушать Его, будете введены в заблуждение. Но, если будете следовать наставлениям Гуру, никогда-никогда не будете обмануты.
Мы не понимаем того, что говорит Кришна. Иногда он говорит «сарва-дхарман паритйаджйа», а иногда «на парае 'хам ниравадйа-самйуджам». Но если будете служить Гуру, тогда сможете осознать, как исполнить его желание. Служить Гуру и Гаурасундаре очень просто, потому что Они - простые. Следуя Им, вы не будете обмануты, и сможете понять язык Кришны. Иначе очень трудно, ведь кришна-према не такая простая вещь.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 2 апреля 2007