Регулярно повторяя святое имя, преданный достигает состояния совершенства, известного как стхайибхава (постоянная эмоция), или рати. Затем проявятся четыре бхавы: вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари, или санчари, и в сочетании с рати превратят ее в расу.
У Кришны шестьдесят четыре качества, или гуны. Когда благодаря повторению святого имени анартхи покинут ваше сердце, вы осознаете эти качества Кришны. Вы познаете красоту Его образа (рупу), святого имени (намы), качеств (гун) и игр (лил). Сначала придет осознание Его рупа-сварупы (Кришны как обладателя трансцендентной красоты), потом – Его гуна-сварупы (Кришны как воплощения всех трансцендентных качеств), и постепенно все остальные качества Кришны также откроются вам. Поскольку каждый привлекается рупой Кришны, то сначала вы осознаете красоту Его образа.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится:
ка стрй анга те кала-падайата-вену-гита-
саммохитарйа-чаритан на чалет три-локйам
траилокйа-саубхагам идам ча нирикшйа рупам
йад го-двиджа-друма-мригах пулаканй абибхран
(Ш.-Б., 10.29.40)
«Дорогой Кришна, какая женщина во всех трех мирах не отклонится от следования религиозным принципам, плененная сладостной протяжной мелодией Твоей флейты? Твоя красота облагораживает все три мира. В самом деле, даже коровы, птицы, деревья и олени проявляют признаки экстаза, и волосы на их теле встают дыбом, когда они видят Твой прекрасный облик».
Не только гопи привлекаются красотой Кришны, но и го (коровы), двиджа (птицы), друма (деревья) и мрига (олени). Таким образом, в «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шукадева Госвамипад говорит:
гопйас тапах ким ачаран йад амушйа рупам
лаванйа-сарам асамордхвам ананйа-сиддхам
дригбхих пибанти анусавабхинавам дурапам
эканта-дхама йашасах шрийа айшварасйа
(Ш.-Б., 10.44.15)
«Какие же аскезы должны были совершать гопи, если они своими глазами постоянно пьют нектар образа Господа Кришны, который является сутью всей красоты, с которой ничто не может сравниться или превзойти ее. Его привлекательность – это единственная обитель красоты, славы и роскоши. Она – само совершенство, вечно свежая и необычайно редкая».
Гопи постоянно наслаждаются красотой Кришны, поскольку для глаз совершенно естественно наслаждаться прекрасным. Образ Кришны самый чарующий, поэтому наши глаза самопроизвольно будут стремиться созерцать Его.
бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам
рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад-гита-киртих
(Вену-гита, 5, Ш.-Б., 10.21.5)
[Гопи видят Шри Кришну глазами, умащенными бальзамом любви]: «Шьямасундара, окруженный друзьями-пастушками, вошел в лес Вринды-деви. Его тюрбан украшали павлиньи перья, за ухом красовался желтый цветок карникара, Его желтые одежды ослепляли золотым блеском, а на шее покоилась спускающаяся до колен и источающая благоухание пяти видов цветов гирлянда вайджаянти. Великолепно одетый подобно прекрасному непревзойденному танцору (натавара), Он появился, как блистательный актер на сцене. Нектаром Cвоих уст Он наполнял отверстия флейты, а мальчики-пастушки, следуя за Ним, самозабвенно пели Ему славу».
Так «Шримад-Бхагаватам» прославляет красоту Кришны.
Бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам – как прекрасен Его образ.
Бархапидам – Его голову украшает павлинье перо.
Ната-вара-вапух – Он демонстрирует изящные танцевальные позы.
Ваиджайантим ча малам – На Нем удивительная гирлянда из пяти видов цветов.
Карнайох карникарам – прекрасные цветы карникара покоятся за Его ушами.
Бибхрад васах – Он носит изысканные наряды.
Иногда Кришна обнимает Своих друзей Субала и Шридаму и танцует с ними.
Подводя итог, Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Шри Харинама-чинтамани», что как только мы освободимся от всех видов анартх, цветы харинамы, святого имени Господа Кришны, распустятся в наших сердцах, и постепенно мы осознаем свою сиддха-деху, изначальный трансцендентный образ.
«Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Когда этот цветок полностью раскроется, он проявит вечные, сокровенные игры Господа Кришны, известные как ашта-калия-лила, или восемь периодов любовных развлечений, которые Шри Шри Радха-Кришна являют в течение дня. Хотя эти игры трансцендентны, все же они проявляются в материальном мире».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 3