Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорил: «Не следуйте чему-либо слепо». Смотрите, в этой истории все безрассудно следовали чему-либо (речь идет об истории с Сунанда Гандхарвой). Слепые овцы, которые идут за слепым вожаком. Нужно серьезно войти в вайшнавскую философию, иначе бхакти придет конец.
сиддханта балийа читте на кара аласа
иха ха-ите кршне лаге судрдха манаса
(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 2.117)
«Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне».
Господь Чайтанья Махапрабху сказал в этом стихе: «Не ленись вникать глубоко в сиддханту». Без глубокого понимания философии бхакти никогда не придет в сердце. Если вы не знаете сиддханту, вы станете сахаджиями или брахмавади. Поэтому в «Чайтанья-чаритамрите» вновь и вновь говорится, чтобы мы не избегали изучать ее. Тогда вы действительно убедитесь в том, что ваш ум устойчив. В противном случае вы станете карджатия, теми, у кого постоянно мечется ум. Сегодня вы будете сахаджия, завтра адвайтавади, и т.д.
Я возвращаюсь к тому моменту, который хотел бы подчеркнуть. Вриндаванский Кришна остается во Вриндаване, Дваракадхиш-Кришна - в Двараке, а Мадхурадхиш-Кришна - в Матхуре. Мы видим пракат-лилы Господа, когда Он отправляется из Вриндавана в Матхуру, затем из Матхуры в Двараку, потом опять возвращается из Двараки в Матхуру, убивает Дантавакру и снова идет во Вриндаван. Однако, в «Лагху-бхагаватамрите» Шрилы Рупы Госвами говорится, что Кришна не делает ни шагу из Вриндавана. Вриндаванам паритйаджа экам падам на гаччхати. Как же тогда понять это противоречие?
Согласно сиддханте, когда Акрура вез Кришну и Балараму из Вриндавана в Матхуру, он остановился по дороге в Акрурагхате. Там, на границе между Вриндаванам и Матхурой, Вриндавана-Кришна исчез из колесницы, а на Его месте появился Мадхурадхиш-Кришна.
Вриндавана-Кришна остается во Вриндаване. Он наслаждается вираха-лилой, настроением разлуки. А перед этим Кришна наслаждается лилой встречи. Таким же образом Шримати Радхарани никогда не покидает Вриндаван. Вы можете спросить: «А как же тогда Она пришла из Вриндавана на Курукшетру?»
Шрила Шукадева Госвами описал курукшетра-милану, встречу Кришны и Радхи на Курукшетре. Шримати Радхарани не ходила в Матхуру. Что разделяет Матхуру и Вриндаван? Одна линия. Перейдя границу Вриндавана, вы тут же окажетесь в Матхуре. Так, Радхарани не покидала его, но в «Шримад-Бхагаватам» мы видим, что Она пришла на Курукшетру. Кроме того, в «Чайтанья-чаритамрите» прекрасно описана Ее встреча с Кришной на Курукшетре и то, как Господь Чайтанья Махапрабху наслаждался этим настроением на Ратха-ятре. Как же нам разобраться с этими нестыковками?
Йатраива кришна татраива радха йатраива радха татраива кришна. Где Радха - там и Кришна, где Кришна - там и Радха. Они никогда не расстаются. Наши Госвами делают следующий вывод. У Шримати Радхарани есть три ипостаси: Вришабхану-нандини Шримати Радхика, Самйогини-Радхика и Вийогини-Радхика. Ее изначальная ипостась, дочь Вришабхану Махараджа, всегда испытывает встречу с Кришной в апракат-пракаше. Когда Уддхава приехал на колеснице во Вриндаван, у Вишакха-кунды в Уддхава-кьяри он увидел трансцендентное безумие пракаша Вийогини-Радхи. Это описывается в «Шримад-Бхагаватам» в эпизоде под названием Бхрамара-гита. А другое воплощение Радхарани Самйогини-Радха отправилась на Курукшетру.
Так наши Госвами разрешили кажущиеся разногласия писаний.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 2 апреля 2007