Шрила Гурудев: Ахамкара и читта – это одно и то же. Ахамкара исходит от читта-вритти, прошлых глубоких впечатлений.
Все начинается с ума. Он всегда блуждает. Затем идет очередь буддхи, разума. Например, ум захотел чего-то. Он отправляет это послание разуму, называемому буддхи. Функция разума – различать и анализировать, делать или не делать. Однако разум не действует сам. Он лишь подсказывает, что хорошо, а что плохо. Затем разум посылает это сообщение ахамкаре, или эго. Эго формируется тремя гунами майи: саттва, раджа и тама.
Оно говорит: «Да, я хочу это делать. Я все решаю». Тем не менее на данном этапе решение еще не принято. Далее в действие вступает читта-вритти. И все это доходит до прошлых глубоких впечатлений. Теперь вы начинаете действовать. Все происходит очень быстро, на тонком плане. Быстрее, чем скорость света, которая опережает скорость звука. Сначала появляется свет, а затем слышится звук. Замечали, как сверкает молния, и через пару секунд гремит гром?
Итак, ум мечется. Он думает: «Это хорошо, это плохо», - но не может принять решение. Он не может сформулировать, что именно так или не так.
Например, вы сидите в комнате. Как вам встать и выйти из нее? Ум думает: «Все. Я уже не хочу сидеть. Мне надо встать». Он отправляет этот файл разуму. Тот анализирует: «Если я продолжу тут сидеть, это будет хорошо или нет?», - и переправляет информацию к ахамкаре, эго. Ахамкара тоже не может принять окончательное решение и отправляет файл читта-вритти.
Что ахамкара делает? Ложное эго считает: «Я решаю». Но на самом деле оно не действующее. К примеру, ум думает: «Сейчас я буду кушать». Все это происходит очень быстро. Быстрее, чем мы это проговариваем. Мгновенно. Ум продолжает: «Я голодный. Хочу кушать», - и думает, вкушать или нет.
Вопрос: Ум - это тот, кто желает?
Шрила Гурудев: Да. У него возникло желание поесть, но он не может понять, это хорошая или плохая идея, и какая перед ним пища: свежая или испорченная. Тогда подключается разум, говоря: «Пища свежая, хорошая. Можно есть». Он не принимает решение, а лишь консультирует. Затем эта информация переходит ахамкаре. Та говорит: «Да-да, я голоден, мне надо покушать», - но все еще не принимает решение. Она очень быстро переправляет данные читта-вритти, глубоким самскарам, которые заключают, что надо поесть, и вы едите.
Другой пример. Преданный думает: «Сегодня очень жарко, а мне нужно выдержать Нирджала Экадаши». В середине дня ему очень сильно хочется пить. Он видит, что все вокруг пьют, и его ум твердит: «Все пьют, и я тоже хочу». Если вы приедете в Индию в мае-июне, то сможете испытать сильную жару на себе.
Итак, ум отправит информацию разуму, а тот будет вам говорить: «Сегодня Экадаши. Совершай Нирджала врату. Если ты выпьешь воду, то нарушишь обет. А если не выпьешь, то заболеешь». И он отправляет эти факты ахамкаре, эго. Эго вступает в свои права и, если оно находится в гуне благости, то говорит: «Нет-нет, не пей воду». Затем файл поступает к читта-вритти, которое заключает: «Даже если ты умрешь, ты не должен пить воду!»
Самскары – это прошлые впечатления. Их очень много. Впечатления бывают разными, и именно они принимают окончательное решение.
Вопрос: Получается: все, что мы делаем, исходит из наших прошлых впечатлений? Можем ли мы делать что-то, отличающееся от них?
Шрила Гурудев: Существует множество уровней впечатлений. Они бывают не только плохими, но и хорошими, и взаимодействуют между собой. Это как Гугл, зайдя в который вы увидите много всего: положительного, отрицательного - любого. Также на впечатления влияют три гуны.
Если мы будем повторять святые имена, у нас будет больше хороших впечатлений.
чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
(Шикшаштака, 1)
«Победа повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри-кришнa-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь Дивья Сарасвати, супруги Господа, являющей божественное знание в сердцах преданных. Оно постоянно увеличивает океан духовного блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте. Святое имя Шри Кришны приносит полное утешение и очищение душе и телу».
Харинама как фильтр: пропускает хорошее, задерживая плохое.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 22 июля 2018