бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
(Шримад Бхагават-гита, 7.19)
«После многих жизней тот, кто обладает знанием, поистине предаeтся Мне, как причине всех причин и источнику всего сущего, такая великая душа (маха-бхагавата) встречается крайне редко».
Из жизни в жизнь человек обретает родителей, друзей, родственников, но крайне редко он обретает подлинного гуру. На это указывает слово судурлабха, означающее «очень редко». Подлинный гуру – это редкость, но и достойный ученик встречается совсем нечасто. Каковы качества совершенного ученика? Он должен быть полностью предан лотосным стопам своего гуру, вручив ему все, включая жизнь. Такой ученик следует наставлениям гуру, а не наставлениям своего ума. Понимаете? Не так просто полностью предаться лотосным стопам Гурудева, так, как это сделал Арджуна, вверив себя Кришне.
В этом мире есть много учеников, подобных стрелам. Когда стрела вылетает из лука, она никогда не возвращается назад. Так же и многие люди принимают харинаму, дикшу и больше никогда не приходят. Нам не нужны такие ученики.
Шри Гуру приходит в этот мир не для того, чтобы создавать учеников. Он приходит создавать гуру. Каждый должен думать: «Как мне стать гуру?» В школе учителя преподают много разных наук своим ученикам не для того, чтобы те вечно оставались учениками.
Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада подарил этому миру множество гуру. Все знают Шрилу Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа, Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа и многих других. Наш Гурудев также принадлежит к преемственности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.
Если мы хотим стать истинными учениками, а впоследствии истинными учителями, мы должны полностью предаться лотосным стопам Гурудева при этом никогда не считая себя гуру, потому что мы падем из-за такого абхимана (высокомерия). Истинный гуру никогда не считает себя гуру. Он думает: «Я ученик ученика ученика моего гуру».
Господь Шри Чайтанья Махапрабху – наш настоящий гуру. Он не только проповедует, но и практикует в собственной жизни то, чему учит. Шриман Махапрабху пришел в этот мир показать нам то, как надо поклоняться лотосным стопам Шри Шри Радхи и Кришны.
апане ачаре кеха, на каре прачара
прачара карена кеха, на карена ачара
‘ачара’, ‘прачара’, - намера караха ‘дуи’ карйа
туми – сарва-гуру, туми джагатера арйа
(Шри Чайтанья Чаритамрита, Антья, 4.102-3)
Шри Санатана Госвами говорит Шриле Харидасу Тхакуру: «Одни живут согласно своим убеждениям, но не проповедуют, другие же проповедуют, но сами не следуют тому, о чем говорят. Но совершенный учитель сам следует тому, что проповедует и является Гуру всей вселенной. Ты, арий - истинный джагад-гуру, ибо следуешь тому, о чем говоришь».
Сначала мы должны практиковать, а затем проповедовать. Нужно повторять шестьдесят четыре круга харинамы. Человек, который не воспевает харинаму и не следует правилам (четырем регулирующим принципам), не является подлинным гуру. Он - кенГУРУ, и обманывает не только других, но и, в первую очередь, себя.
Мы можем посмотреть на нашу ученическую преемственность. Все наши ачарьи следовали тому, что проповедовали. Брахма, Нарада, Вьясадева, Шукадева Госвамипад - все они наставляли своим примером. Их жизни – это идеал, которому может следовать каждый.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Шри Вьяса-пуджа"