са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати
(Ш.-Б., 1.2.6)
«Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».
Бхакти – ахаитуки, апратихата. Ахаитуки - это отношение: «Я служу Кришне только ради Его счастья». Если бхакти имеет причину, то это уже не бхакти. Апратихата означает «беспрепятственно, безостановочно». Преданное служение совершается непрерывно подобно потоку меда из перевернутой банки.
анйабхилашита-шунйам
гьяна-кармади-анавртам
анукулйена кришнану-шиланам
бхактир уттама
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)
«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма, и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, – называется чистым преданным служением, уттама-бхакти».
Ваше сердце не должно быть покрыто кармой, гьяной, йогой и тапасьей. Анукульена означает взращивание деятельности, целиком и полностью посвященной счастью Кришны.
Однако, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что иногда деятельность, которая, как кажется, не направлена на счастье Кришны, является бхакти. И наоборот, действия, которые вроде бы направлены на счастье Кришны, не являются таковыми. Например, Кришна пьет молоко из груди мамы Яшоды. При этом Он счастлив. Но мама Яшода вдруг замечает, что молоко перетекает через край горшка на огне. Она сажает Кришну на пол, отрывая Его от груди, и подбегает к молоку, чтобы спасти его. Кришна становится несчастлив. Это бхакти или нет? Бхакти, потому что мама Яшода, охваченная ватсалья-бхавой, думает: «Кришна сейчас пьет мое молоко, и Он счастлив. Но спустя час-другой Он потребует: “Мама, дай Мне молочные сладости”. Eсли я прямо сейчас не спасу уходящее молоко, как я смогу сделать из него сладости для Говинды?» Ради счастья Кришны мама Яшода подбегает к молоку, чтобы спасти его. Кришна недоволен тем, что она делает, но это кришна-сева. Шастры говорят: «Это – бхакти, ватсалья-бхава, ведь Кришна в конце концов счастлив».
Противоположный пример – когда Кришна борется с Чанурой и Муштикой. Он очень доволен и наслаждается вирья-расой, то терпя поражение, то побеждая. Однако, несмотря на то, что Кришна счастлив в момент поединка, действия Чануры и Муштики не могут расцениваться как бхакти. Почему? В писаниях говорится: «Это не бхакти, потому что целью Чануры и Муштики было вовсе не доставить Кришне радость, а убить Его».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 20 апреля 2011