Акшая-трития – это благословенный и значимый день. Акшая значит то, что никогда не будет разрушено. В «Бхагавад-гите» Кришна упоминает два понятия – кшая и акшая. Кшая означает то, что подвергнуто уничтожению, а акшая – то, что пребывает вечно и никогда не разрушается. Эти определения относятся к душе и Сверхдуше. Трития означает третий день от полнолуния или новолуния, называемого амавасьей. Астрология говорит, что день Акшая-трития знаменует победу во всех начинаниях. Планируя на этот день свадебную церемонию, путешествие, строительство дома, храма или установление Божеств, нет необходимости консультироваться у астрологов, т.к. исход дела будет благоприятным.
Помимо Акшая-тритии в году есть еще три особо благоприятных дня: Рама-навами (день явления Господа Рамы), Виджая-дашами (день накануне Картики, приходящийся на дату явления Шри Мадхавачарьи) и Васанта-панчами (пятый день после новолуния, открывающий сезон весны). Ведические писания говорят, что эти дни наиболее хороши для выполнения важных дел, и Акшая Трития – лучший из них.
Мы можем видеть пример того, как наши ачарьи совершали значимые события в день Акшая-тритии. Так, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж закладывал в этот день фундамент для всех будущих храмов, а также основал Шри Гаудия Веданта Самити. Помимо Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа (Винода Бихари Брахмачари), у истоков этой организации стояли Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, Шрила Свами Махарадж, известный в то время как Абхай Чаран Де и еще один ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – Шри Нрисимха Махарадж.
А вот, что еще происходило в этот день в разные времена: Ганга пришла на эту землю; Сатья-юга и Трета-юга начали свой отсчет; завершилась битва на Курукшетре; Кришна и Арджуна пришли в храм в Бадринатхе к Божествам Нары и Нараяны и начали совершать там суровые аскезы; Господь проявился в образе Хаягривы, четырехрукой формы Господа Нараяны с головой лошади; Кришна дал Драупади чудесный горшок акшая-патру, прасад из которого никогда не заканчивался, и, наконец, Кришна покинул в этот день материальный мир. Слава этого дня описывается и в других лилах Кришны, но о них – в другой раз.
Если кто-то получит харинама-инициацию или дикша-мантры в этот уникальный и исключительно благоприятный день, он обретет совершенство. Также, люди в Индии знают, что в этот день крайне благоприятно раздавать пожертвования (деньги, одежду, еду) и таким образом можно обеспечить себя благом до конца дней. Однако, самый лучший вид пожертвования в Акшая-тритию, который не идет ни в какое сравнение с другими благодеяниями – это повторение кришна-намы, повествование и слушание кришна-катхи.
тава катхамртам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви грнанти йе бхури-да джанах…
(Гопи-гита 9)
["О Кришна, нектар Твоих слов и повествований о Тебе дает жизнь тем, кто страдает в материальном мире. Поведанные устами Твоих чистых преданных, они освобождают от грехов и даруют вечное благословение кришна-премы тем, кто внимает им с верой. Эти повествования известны по всему миру, они полны духовной силы и красоты. Несомненно, те, кто несет повсюду Твое послание, — самые великодушные и сострадательные из людей".]
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Самара, 21 апреля 2015