Нам, как людям, необходимо научиться управлять побуждениями своих чувств. «Рамаяна» и «Махабхарата» возникли именно из-за неспособности обуздывать чувства. Несмотря на то, что Сита-деви является спутницей Верховной Личности Господа Рамы, она не смогла удержаться от резких слов в адрес Лакшмана, и так появилась «Рамаяна».
Когда Сита-деви находилась в лесу, перед ней возник демон Маричи в образе золотого оленя. Сита-деви обратилась к своему мужу, Господу Раме, и попросила Его поймать зверя. Рама ответил, что это невозможно, но Сита настаивала, предлагая отдать золотого оленя Бхарате в подарок по истечении их четырнадцатилетней ссылки. Господь Рамачандра просил Свою супругу оставить свою настойчивость, но Сита не сдавалась.
Женское своенравие необыкновенно сильно. Оно звучит так: «Если я решила что-то сделать, то сделаю всем наперекор!» Жена думает, что нужно сделать все так, как хочется ей, и поэтому она приказывает своему мужу. Последнее ее оружие таково: «Если ты не выполнишь мое желание, я подам на развод!»
Итак, Сита-деви обратилась к Раме: «Ты просто обязан достать мне этого оленя!» Рамачандра – это Сама Верховная Личность Бога. Он знал, что за маской зверя скрывается демон Маричи, но продолжал преследовать его, поскольку являл Свою Божественную игру. Господь Рама знал абсолютно все: Он предвидел похищение Ситы Раваной и тяжелое испытание разлуки с возлюбленной. Таким образом, ради лилы Господь устремился за иллюзорным животным.
Однако, перед тем, как покинуть хижину, Он оставил Своего брата Лакшмана, попросив Его: «Лакшман, пожалуйста, присмотри за Ситой. Ей нельзя оставаться одной в лесу, кишащем дикими зверями и демонами». Затем, взяв Свой лук со стрелами, Шри Рама отправился в погоню за оленем, который убежал очень далеко от места, где была Сита. Наконец, Господь поразил его стрелой, и тот проявил свой изначальный образ демона Маричи. Голосом Рамы он стал звать на помощь Лакшмана: «Лакшман! Лакшман! Брат, пожалуйста, приди и помоги Мне!»
Эти призывы услышала Сита-деви. Она обратилась к Лакшману с просьбой бежать на помощь к Раме: «О Лакшман! Случилась большая беда! Ты должен помочь моему мужу». Лакшман ответил: «Mатушка Сита, Мой брат Рама является Самим Бхагаваном. Ничто не может угрожать Его жизни».
Но тут демон снова позвал Лакшмана голосом Рамы: «Лакшман, помоги Мне!» Как только Сита-деви услышала это, она сильно встревожилась и приказала Лакшману отправиться на спасение ее мужа. Лакшман снова стал уверять ее, что Рамачандре ничего не грозит, но демон вновь закричал голосом Рамы.
На этот раз Сита-деви очень сильно разгневалась на Лакшмана и резкими словами отругала Его: «Зачем Ты вообще пошел с нами в ссылку? Теперь я поняла, в чем главная причина: Мой муж умрет, и тогда Ты будешь заботиться обо мне! Если не хочешь идти, тогда давай сюда Свои лук и стрелы! Я пойду сама!»
«Нет, дорогая Сита. Мой старший брат приказал Мне оставаться здесь и охранять тебя», — ответил Лакшман.
Сита-деви сказала: «Если Ты не спасешь моего мужа, тогда я мистическим огнем сожгу свое тело и покину его!»
Лакшман был в затруднительном положении и думал: «Что же делать? Кажется, здесь нет выхода». Но потом Он вспомнил, что все происходит согласно воле Создателя. Взяв в руки Свою стрелу, Он прошел ею вокруг хижины, образовав круг, и произнес: «Послушай, матушка. Не перешагивай эту черту, пока Мы с братом не вернемся». Затем Он ушел, а Сита продолжала задаваться вопросом: «Зачем же Ты пошел с нами в ссылку?»
Лакшман поспешил к Раме, и когда нашел Его, Тот объяснил Ему, что голос, звавший на помощь принадлежал не Ему, а демону. Тогда Лакшман понял, что Его и Раму ждут очень большие проблемы.
В это время демон Равана подошел к хижине, выдавая себя за санньяси. Он заголосил: «Окажите мне милость, пожертвуйте что-нибудь!» Равана хотел ступить внутрь жилища, но когда попытался перешагнуть линию, очерченную Лакшманом, огонь преградил ему путь. Демон понял, что зайти в дом будет совсем непросто. Поэтому, встав поодаль, он закричал: «Прошу пожертвования!» Услышав его, Сита-деви собрала немного фруктов и вышла из дома. Она сказала: «Мой брат Лакшман настаивал, чтобы я не переступала эту линию. Поэтому, будь добр, подойди сам, и я передам тебе фрукты». Но негодяй Равана, принявший облик святого, сказал: «Нет, выйди сама и даруй мне эту милость. Иначе я не приму ее, а затем прокляну твоего мужа, и Он погибнет!»
Когда Сита-деви перешагнула через линию, Равана проявил свой изначальный десятиголовый образ и похитил ее.
Таким образом, мотивом всей «Рамаяны» послужило то, что супруга Господа Рамачандры не сдержала побуждений своей речи. Аналогичная история произошла в «Махабхарате», когда Драупади стала насмехаться над Дурьодханой.
Если вы хотите совершать преданное служение, то сперва вам нужно стать человеком и научиться контролировать свои побуждения чувств. Постарайтесь осознать это и повторяйте:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Новосибирск, 2014